Изучение способностей ребенка дошкольного возраста является одной из задач мониторинга образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
Способности – это свойства личности, которые способствуют осуществлению определенного рода деятельности. Психологические исследования доказывают, что со способностями не рождаются – их развивают. Так, ребенок может родиться с определенным комплексом задатков, однако без надлежащего и целенаправленного развития они так и останутся на уровне задатков. Поэтому так необходимо их раннее выявление и целенаправленное развитие. В работе с детьми дошкольного возраста обычно изучают такие виды способностей, которые могут свидетельствовать о предрасположенности (а в некоторых случаях и об одаренности) к определенному виду деятельности: интеллектуальные, художественные, музыкальные, литературные, артистические, исследовательские, технические, спортивные способности.
Их необходимо изучать по таким критериям проявления:
- эргический критерий – характеризует активность и работоспособность ребенка, то, как долго и с какой степенью увлеченности ребенок занимается данным видом деятельности;
- вариативный критерий – характеризует то, насколько разнообразные способы действия использует в этом виде деятельности, как переносит эти способы на другие виды деятельности;
- скоростной критерий – характеризует скорость овладения ребенком способами действия в данном виде деятельности, освоения ориентировок.
Для изучения содержательного аспекта каждой способности можно обратиться к методикам: «Профиль интересов ребенка» (анкета Л.Г.Матвеевой, И.В.Выбойщик, Д.Е.Мякушкина), «Вербальная фантазия», «Карта одаренности», Опросник для родителей для определения склонностей ребенка и др. На их основе воспитатель может разрабатывать экспертные таблицы для диагностики детей. При этом следует учитывать их возраст, возможности, уровень достижений, т.е. составлять экспертные таблицы с ориентацией на группу детей, с которыми он непосредственно работает.
Комментариев нет:
Отправить комментарий