пятница, 16 октября 2015 г.

Формирование универсальных учебных действий средствами шмуцтитула

Внедряем новые стандарты!

Методически грамотно организованная работа со шмуцтитулом в начальной школе обеспечит формирование у обучающихся универсальных учебных действий (УДД), научит детей планировать свою деятельность, обеспечит реализацию компетентностного подхода, а также станет средством самооценки полученных результатов. 

Шмуцти́тул (нем. Schmutztitel) — специальная страница, предваряющая раздел книги.

Все учебники для начальной школы содержат шмуцтитулы. Шмуцтитул расположен в начале каждого раздела учебника. Задача учителя - научить младших школьников правильно пользоваться шмуцтитулом. Работая с ним, дети узнают, как называется раздел, чему они будут учиться, какие цели и задачи им предстоит решить в процессе работы по разделу.

При работе со шмуцтитулом решается несколько методических задач:
  1. Обеспечение мотивации изучения раздела.
  2. Постановка целей работы по разделу.
  3. Определение видов деятельности при изучении раздела.
  4. Организация контрольно-оценочной деятельности по результатам изучения раздела.
Работа со шмуцтитулом помогает сформировать практически все виды универсальных учебных действий. Так, дети учатся планировать свою деятельность, определять последовательность действий при изучении раздела, прогнозировать по целевым установкам содержание раздела. На основе установок, зафиксированных на шмуцтитуле школьники учатся принимать и сохранять учебные цели и задачи. Данные УУД относятся к регулятивным учебным действиям.

При обсуждении пунктов шмуцтитула учащиеся вступают в диалог, беседу со сверстниками и учителем, задают вопросы, высказывают своё мнение — таким образом, формируются коммуникативные универсальные учебные действия.

На основе анализа целевых установок формируются познавательные УУД: дети мысленно вычленяют из окружающего их природного и культурного многообразия те объекты и явления, которые будут изучаться в данном разделе, определяют характер предстоящей учебной деятельности (проводить наблюдения и опыты, сравнивать, описывать по плану, изготавливать модели и т. д.).

С помощью материала шмуцтитулов организуется работа по повторению ранее изученного, актуализация знаний и умений по той или иной теме. Целесообразно научить младших школьников составлять схемы, маршрут изучения раздела по ориентирам (целевым установкам), предложенным на шмуцтитуле.

К шмуцтитулу дети обращаются и на заключительном уроке по каждому разделу, когда производится проверка и оценка достижений. При этом тестовые задания соотносятся с теми целями, которые ставились в начале работы по разделу. Выполняя тестовые задания, дети решают, достигнута ли та или иная цель, что, в свою очередь, служит основанием для общей оценки своих достижений. 

Предлагаем пополнить кейс педагогов начального общего образования научно–методическими материалами «Методические задачи при работе со шмуцтитулом и формирование УУД средствами шмуцтитула». Они расположены на сайте: http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=31428

Комментариев нет:

Отправить комментарий