Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.
Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми.
Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы:
- Взрослый в общении с детьми придерживается положения «Не рядом, не над, а вместе!»
- Ее цель – содействовать становлению ребёнка как личности.
- Это предполагает решение следующих задач:
- обеспечить чувство психологической защищённости – доверие ребёнка к миру, радость существования (психологическое здоровье);
- формирование начал личности (базис личностной культуры);
- развитие индивидуальности ребёнка – не «запрограммированность», а содействие развитию личности;
- знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности.
- Способы общения – понимание, признание, принятие личности ребёнка - основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.
- Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослого – исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.
Исключительное значение в воспитательном процессе придаётся игре, позволяющей ребёнку проявить активность, наиболее полно реализовать себя.
Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям.
Эти положения личностно ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:
- Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
- Принцип активности, самостоятельности, творчества.
- Принцип стабильности, динамичности.
- Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
- Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.
- Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
- Принцип открытости – закрытости.
- Принцип учёта половых и возрастных различий детей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий