среда, 17 июня 2015 г.

Песочная терапия — залог успешной адаптации ребёнка к ДОУ

Песок имеет уникальное свойство поглощать отрицательную психическую энергию и стабилизировать эмоциональное состояние. При взаимодействии с ним человек бессознательно включается в процесс игры. Хочется строить замки – стройте, хочется рушить – не сдерживайте себя. Это помогает понять, что в жизни все можно изменить и построить заново.

Теоретическая основа песочной терапии построена на идеях Карла Густава Юнга и сформулированных им принципах:

  • реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями детских игр и сказок – на основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот;
  • осмысление опыта и ситуации – разыгрывая ситуацию в песочнице, ребенок имеет возможность посмотреть на нее со стороны. Этот принцип позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемы;
  • принцип обмена – в играх с песком ребенок и педагог легко обмениваются идеями, мыслями, чувствами. Таким образом, песочная терапия позволяет построить партнерские взаимоотношения;
  • принцип оживления абстрактных символов – песочная терапия позволяет сформировать чувство реальности происходящего;
  • но самое главное: песочная терапия — это игры с песком, где «Правил не существует!»
Песочную терапию успешно применяют с целью спокойной, безболезненной адаптации малышей, в консультировании родителей. Форма работы может быть как групповая, так и индивидуальная.

Песочная терапия помогает:
  • осуществлять мягкую адаптацию ребенка к детскому саду (поступление в детский сад, смена детского сада, рождение брата или сестры у ребёнка);
  • корректировать эмоциональную сферу ребенка.
Песочницу рассматривают как посредника в установлении контакта с ребенком, особенно в ситуации, когда трудно установить контакт, предлагают вместе построить в песочнице сказочную страну.

Важно наблюдать за тем, как дети проявляют себя в игре и контакте друг с другом. Кто-то показывает себя лидером, кто-то ведомым. Один ребёнок будет играть обособленно, другой – распространится на всю территорию в песочнице. Дети получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, сплачиваются, учатся слушать и слышать другого.

Наблюдения показали, что дети не всегда обращаются за помощью к взрослому: сидят тихонько в уголочке, плачут или просто молчат, но в душе у них печаль. И тут на помощь приходят игры с песком! Предлагают поиграть при помощи фигурок в сюжетно-ролевые игры на прогулке или в группе - создают проблемные ситуации и предлагают детям найти выход из неё. Как правило, один ребенок уж точно знает, что нужно делать! Он смело «подходит», берёт фигурки или предметы и просит ему помочь. Так, играя с песком, дети учатся просить помощь у взрослого, а параллельно развиваются и коммуникативные навыки детей.

В процессе игры, когда ребенок строит сказочную страну, не обращайте на него внимания – сесть в сторонке и наблюдать за ним незаметно. Это даёт ребёнку состояние покоя, уверенности в себе, защищенности и возможности побыть с самим собой. Когда игра закончена, попросите ребенка рассказать или показать, что у него получилось. Если он отказывается, не настаивайте, а просто скажите, что вам очень понравилась его песочная картинка.

В течение занятия, пока маленький «волшебник» строит свою сказочную страну, можно выяснить:
  • уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику, если ребенок говорящий);
  • уровень развития игровой деятельности (игрушки просто разбросаны в песочнице или нет, присутствует ли сюжет или развитие сюжета);
  • эмоциональное развитие;
  • на групповых занятиях – уровень сформированности коммуникативных навыков, стиль общения со сверстниками.
Существуют ритуалы «входа» в песочную страну и «выхода» из неё. У каждого педагога свои. Они разнообразны, один из них.

Ритуал «входа» в Песочную страну: чтобы попасть в Песочную страну, мы вместе встаём вокруг песочницы, держась за руки, вытянув руки над песочницей ладонями вниз, произносим слова: «В ладошки наши посмотри, В них доброту, любовь найди».

Ритуал «выхода» из Песочной страны: для того, чтобы попрощаться с Песочной страной, мы протягиваем руки над песочницей, рисуем в воздухе сердечко и произносим такие слова: «Веселилась детвора, Отдохнуть пришла пора!».

Существуют специальные правила игры с песком:
  • Не разрушать чужие постройки, а только свои.
  • Чужие игрушки без разрешения не брать.
  • Во время игр договариваться, а не ссориться.
Занятия проводятся  в несколько этапов:
  • углубление рук в песок;
  • игры на поверхности песка;
  • строительство из песка;
  • рассказывание сказок.
Применение песочницы наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Игры с песком улучшают эмоциональное состояние детей: гиперактивных песок уравновешивает, зажатых – расслабляет, тревожных – успокаивает, агрессивных – утихомиривает. Во время игр, да и после них, все дети довольны и всегда желают встретиться с песком вновь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий