Одной из составляющих профессиональной деятельности педагога является педагогическое проектирование.
Успешность данного процесса и создание результативного педагогического
проекта зависят от того, насколько тщательно педагог исследовал
образовательный процесс с целью поиска актуального круга проблем. Смог
ли проанализировать причины возникновения данных проблем и найти пути их
разрешения. Развитию у педагогов таких умений способствует
использование методического приёма «Fishbone».
«Fishbone» — это модель постановки и решения проблемы, которая позволяет не только выявить, но и разрешить целый круг проблем.
В основе методического приёма лежит схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета, которая позволяет наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) – японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей. Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Голова – проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу. На верхних косточках фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме. Нижние косточки (изображаются напротив) – факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий. Хвост – это выводы, обобщения. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.
Работа по схеме позволяет педагогам выделить актуальные проблемы в обучении, выявить их причины, подтвержденные конкретными фактами. Это способствует формулированию ими не только лаконичного вывода, а и обозначению содержательных компонентов модели работы по разрешению данной проблемы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий