четверг, 9 марта 2017 г.

Технология продуктивного чтения как природосообразная образовательная технология

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта начального общего образования метапредметным результатом освоения основной образовательной программы начального общего образования является овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.


Формирование у обучающихся умений полноценного чтения – одна из основных задач современной начальной школы, без решения которой не может быть, достигнут качественный предметный, личностный и метапредметный результат образования. Умения полноценного чтения связаны, прежде всего, с восприятием и пониманием текста, обеспечивают готовность к его интерпретации и комментированию, поиску конкретной информации, самоконтролю.


Одним из эффективных средств развития этих умений является особая технология – технология продуктивного чтения. Ключевое слово в названии технологии – «продуктивное», а значит, необходимо определить, что представляет собой «продукт» чтения как вида речевой деятельности. Таким продуктом является полноценное для конкретного читателя восприятие и понимание текста.

Технология продуктивного чтения разработана с опорой на природосообразную теорию формирования типа правильной читательской деятельности, или теорию формирования читательской самостоятельности Н.Н.Светловской , которая обеспечивает естественную для любого читателя последовательность шагов при самостоятельном чтении книги. Технология используется как для чтения сплошных текстов, не прерываемых включёнными в отдельные строки формулами, таблицами, заголовками, иллюстрациями, так и для несплошных текстов – текстов, в которых информация предъявляется невербальным или не только вербальным способом.

К несплошным текстам относят графики, диаграммы, схемы (кластеры), таблицы, географические карты и карты местности; различные планы (помещения, местности, сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов и др.

К общеучебным умениям, обеспечивающим полноценное чтение (т.е. восприятие и понимание) несплошных учебно-научных текстов относятся:
  1. Различать сплошные и несплошные тексты, определять вид несплошного текста.
  2. Читать несплошной текст (воспринимать текст, извлекать информацию, данную в явном и неявном виде; интерпретировать её).
  3. Переводить информацию в другие текстовые формы (сплошной текст в несплошной и наоборот).
  4. Менять вид несплошного текста (например, составлять кластер на основе таблицы).
  5. Самостоятельно создавать несплошные тексты.
  6. Использовать полученную информацию для решения учебной задачи.
Предлагаем педагогам начального общего образования ознакомиться с технологией продуктивного чтения и приёмами продуктивного чтения, предложенными Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой в статьях: «Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа», «Приёмы продуктивного чтения несплошных текстов», расположенными на сайте отдела начального образования Донецкого РИДПО (http://nachalo2015.ucoz.com/).

Кафедра дошкольного и начального образования

Отдел начального образования

Комментариев нет:

Отправить комментарий