Только в диалоге развивается способность мыслить.
В беседе, спрашивании создаются условия
для взаимодействия понимающих сознаний.
М.М. Бахтин
Проблемно-диалогическое обучение обеспечивает творческое усвоение знаний детьми посредством специально организованного педагогом диалога.
Проблемный диалог – современная технология деятельностного подхода позволяющая заменить занятия «объяснения» нового материала на занятия «открытия» знаний. На проблемно-диалогических занятиях центральными являются этапы постановки проблемы и поиска решения. Такое «открытие» знания даёт двойной эффект. Во-первых, когнитивный: гарантирует понимание нового материала, потому что нельзя не понимать то, до чего додумался сам. Во-вторых, развивающий: формирует интегративные качества.
Диалог на таком занятии включает в себя побуждающий и подводящий к теме диалог. Побуждающий диалог педагога к занятию состоит из создания проблемной ситуации и побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации. Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий различного характера и степени сложности.
Структура проблемно-диалогического занятия имеет определенные этапы работы: введение в игровую ситуацию; дидактическая игра, создающая мотивацию к работе; затруднение в игровой ситуации; «открытие» нового знания или умения; воспроизведение нового в типовой ситуации (первичное закрепление); повторение и развивающие (тренировочные) задания; итог занятия. Использование таких занятий в образовательном процессе развивает у дошкольников умение решать проблемы и нравственно оценивать ситуацию, извлекать информацию, делать логические выводы. Благодаря этому, образовательный процесс в ДОО(У) будет иметь личностно-развивающий характер и соответствовать задачам Государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Кафедра дошкольного и начального образования
Отдел дошкольного образования
Комментариев нет:
Отправить комментарий