Семья
– это уникальное первичное общество, дающее ребенку ощущение психологической
защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловное и безоценочное
принятие. В соответствии с Законом об образовании (Ст. 41, п.1, 2) родители имеют преимущественное
право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами; они обязаны
заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития
личности ребенка. Помощь в воспитании
детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья,
развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их
развития семье оказывают Республиканские органы государственной власти и органы
местного самоуправления, образовательные организации. Эффективность такой
помощи, в первую очередь, зависит от уровня организации и ориентации на
позитивное взаимодействие, сотрудничество.
В Типовой
образовательной программе дошкольного образования «Растим личность» отмечается,
что такое взаимодействие должно быть нацелено на создание необходимых условий
для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развитие
компетентности родителей, а также обеспечение их права на уважение и понимание,
на участие в жизни детского сада.
Решение указанных задач
во многом зависит от формы организации взаимодействия ДОО с родителями
воспитанников – ее актуальности, соответствия требованиям времени, содержания
общения, запросам и индивидуальным особенностям родителей воспитанников. В соответствии
с этим, наряду с традиционными формами педагогами все чаще используются инновационные формы взаимодействия с семьей.
Условно их можно дифференцировать на подгруппы:
1) формы
диагностической направленности: тематическое анкетирование, письменный опрос,
беседа, «родительская почта», «телефон доверия»;
2) формы информационной
направленности: папка-передвижка, стенд, тематическая выставка статей, буклеты,
размещение информационных материалов на сайте образовательной организации, обмен
информацией с помощью ИКТ-средств (электронная почта, WhatsApp, Viber, Skype и
др.), День открытых дверей, презентация детского сада на различных
информационных платформах;
3) формы консультационной
направленности: родительское собрание, индивидуальная консультация, консультация
с применением мультимедийной презентации, вечер-встреча, круглый стол, тренинг,
тематическое занятие, семинар-практикум, пресс-конференция, деловая или ролевая
игры, педагогическая мастерская, ток-шоу;
4) формы досуговой направленности:
совместные физкультурно-оздоровительные («Папа, мама, я – спортивная семья»,
«Подари игру», «Веселые старты»), познавательные («Интеллектуальный марафон»,
«Конкурс проектов») или художественно-эстетические («Вечер литературных
инсценировок», «Конкурс чтецов», «Музыкально-поэтическая гостиная» и др.) мероприятия.
Следует
помнить, что эффективность применяемых форм работы не зависит от количества или
разнообразия внедряемых педагогом инновационных форм, а от их качества. Первоочередной
целью должно быть желание и умение педагога донести родителям необходимую
информацию, изучить их запросы в конкретный момент времени и дать на них
грамотную консультацию, помочь им увидеть перспективы в воспитании собственного
ребенка. Выбор формы взаимодействия должен стать завершающим «аккордом» -
помочь реализовать данную цель в наиболее приемлемом формате, ориентируясь на
конкретных родителей определенной возрастной группы детей с их индивидуальными
особенностями.
Савченко Марина Васильевна
В рамках консультации на курсы 3.1.3
Комментариев нет:
Отправить комментарий