среда, 22 апреля 2020 г.

Организация эффективного взаимодействия ДОО и семьи

Семья – это уникальное первичное общество, дающее ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловное и безоценочное принятие. В соответствии с Законом об образовании (Ст. 41, п.1, 2) родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами; они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Помощь в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития семье оказывают Республиканские органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации. Эффективность такой помощи, в первую очередь, зависит от уровня организации и ориентации на позитивное взаимодействие, сотрудничество.
В Типовой образовательной программе дошкольного образования «Растим личность» отмечается, что такое взаимодействие должно быть нацелено на создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развитие компетентности родителей, а также обеспечение их права на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Решение указанных задач во многом зависит от формы организации взаимодействия ДОО с родителями воспитанников – ее актуальности, соответствия требованиям времени, содержания общения, запросам и индивидуальным особенностям родителей воспитанников. В соответствии с этим, наряду с традиционными формами педагогами все чаще используются инновационные формы взаимодействия с семьей. Условно их можно дифференцировать на подгруппы:
1) формы диагностической направленности: тематическое анкетирование, письменный опрос, беседа, «родительская почта», «телефон доверия»;
2) формы информационной направленности: папка-передвижка, стенд, тематическая выставка статей, буклеты, размещение информационных материалов на сайте образовательной организации, обмен информацией с помощью ИКТ-средств (электронная почта, WhatsApp, Viber, Skype и др.), День открытых дверей, презентация детского сада на различных информационных платформах;
3) формы консультационной направленности: родительское собрание, индивидуальная консультация, консультация с применением мультимедийной презентации, вечер-встреча, круглый стол, тренинг, тематическое занятие, семинар-практикум, пресс-конференция, деловая или ролевая игры, педагогическая мастерская, ток-шоу;
4) формы досуговой направленности: совместные физкультурно-оздоровительные («Папа, мама, я – спортивная семья», «Подари игру», «Веселые старты»), познавательные («Интеллектуальный марафон», «Конкурс проектов») или художественно-эстетические («Вечер литературных инсценировок», «Конкурс чтецов», «Музыкально-поэтическая гостиная» и др.) мероприятия.
Следует помнить, что эффективность применяемых форм работы не зависит от количества или разнообразия внедряемых педагогом инновационных форм, а от их качества. Первоочередной целью должно быть желание и умение педагога донести родителям необходимую информацию, изучить их запросы в конкретный момент времени и дать на них грамотную консультацию, помочь им увидеть перспективы в воспитании собственного ребенка. Выбор формы взаимодействия должен стать завершающим «аккордом» - помочь реализовать данную цель в наиболее приемлемом формате, ориентируясь на конкретных родителей определенной возрастной группы детей с их индивидуальными особенностями.
Савченко Марина Васильевна
В рамках консультации на курсы 3.1.3

Комментариев нет:

Отправить комментарий