Методические рекомендации к
проведению Первого урока в общеобразовательных организациях Донецкой Народной
Республики в 2020-2021 учебном году, посвящённого Году Великой Победы
«О доблести, о подвигах, о славе
твоих сынов, Отечество моё!»
Салют и слава годовщине
Навеки памятного дня!
Салют Победе, что в Берлине
Огнём попрала мощь огня!
Салют её большим и малым
Творцам, что шли путём одним,
Её бойцам и генералам,
Героям павшим и живым,
Салют!
Александр Твардовский
Первый
урок 2020-2021 учебного года – отправная точка в реализации новых программ духовно-нравственного
воспитания на уровне начального общего образования и программ воспитания
и социализации обучающихся на уровнях основного общего и среднего общего образования
в условиях перехода на новые государственные образовательные стандарты. Он
призван решать разнообразные образовательно-воспитательные задачи, связанные с
приоритетными направлениями государственной политики в сфере образования.
В новом
учебном году одно из таких направлений определяется Указом Главы Донецкой
Народной Республики от 30 декабря 2019 года № 380, согласно которому 2020
год объявлен Годом Великой Победы. В
связи с этим тема Первых уроков в общеобразовательных организациях Донецкой
Народной Республики связана с 75-летней годовщиной этого значимого для жителей
всего постсоветского пространства события: «О
доблести, о подвигах, о славе твоих сынов, Отечество моё!».
Безусловно,
красной нитью всех Первых уроков, которые состоятся 01 сентября 2020 года,
станут патриотическая и духовно-нравственная содержательные линии. А значит, цель Первого урока 2020-2021 учебного
года предполагает формирование у обучающихся патриотических чувств, активной
гражданской и жизненной позиции; создание условий для осознания детьми и
подростками роли их предков в судьбе мира; мотивация обучающихся к достижению в
освоении основных образовательных программ высоких предметных, метапредметных
и, прежде всего, личностных результатов.
Задачи Первого урока:
-углубить знания обучающихся о
событиях Великой Отечественной войны;
-расширить знания обучающихся о
земляках – героях Великой Отечественной войны;
-воспитать патриотов Родины, способных
встать на защиту государственных интересов страны;
-формировать эмоционально-чувственную сферу
и ценностные ориентиры личности ребёнка;
-содействовать становлению и
проявлению субъективности и индивидуальности обучающегося;
-содействовать формированию и развитию
классного коллектива как благоприятной среды развития патриотизма обучающихся.
В рамках
Первого урока возможна интеграция различных профилей образования и направлений воспитательной
работы: социально-педагогического, гуманитарного, культурологического,
эколого-натуралистического, туристско-краеведческого и др. Каждый из них
обладает потенциалом для интеграции с патриотическим направлением
воспитательной работы.
Так, предметом обсуждения на Первом уроке могут
стать:
-исторические события, связанные с
Великой Отечественной войной;
- знаменательные даты в истории
городов и районов Донецкой Народной Республики, связанные с освобождением от
немецко-фашистских захватчиков;
-судьбы героев Великой Отечественной
войны, в том числе земляков;
-биографии детей – героев Великой
Отечественной войны, детей войны;
-биографии тружеников тыла;
-литературные / публицистические / музыкальные
/ художественные произведения о Великой Отечественной войне;
-мемориалы героям Великой
Отечественной войны в Донецкой Народной Республике и в разных странах мира;
-неизвестные факты о Великой
Отечественной войне;
-научные достижения, предопределившие
Великую Победу;
-письма Победы;
-истории четвероногих участников
Великой Отечественной войны и т. д.
В ходе
Первого урока рекомендуем наметить перспективы социально значимой деятельности в рамках мероприятий, приуроченных
к Году Великой Победы, в которую будут вовлечены обучающиеся в течение учебного
года.
Содержание
Первого урока не должно дублировать содержание общеобразовательных программ –
истории, обществознания, литературы и др. Оно должно иметь метапредметный
характер и способствовать формированию у обучающихся адекватного восприятия истории
Великой Отечественной войны, не допускающего её искажений, гордости за подвиги
своих предков, ощущения детьми и подростками собственной сопричастности к
сохранению исторической памяти.
В связи
с этим по ходу урока можно спланировать несколько коллективных творческих дел героико-патриотической направленности
для реализации в каждом конкретном классном коллективе, результаты которых
смогут найти применение не только в учебных или воспитательных ситуациях, но и
в реальной жизни, дадут возможность детям и подросткам сделать свой вклад в
большое общее дело увековечения подвига советского народа – победителя.
Например, обучающиеся могут изготавливать тематические листовки и плакаты,
снимать социальную рекламу, проводить экскурсии для жителей микрорайонов по
музеям и музейным комнатам своих общеобразовательных организаций и т. д.
Целесообразно устроить на Первом уроке аукцион идей и выбрать те виды
деятельности, которые в наибольшей степени отражают потребности обучающихся и
возможности общеобразовательной организации.
Выстраивая
Первый урок для обучающихся разного школьного возраста, необходимо учитывать их
возрастные особенности, традиции классного коллектива, специфику
организационно-педагогических условий, в которых будет проходить занятие. Для
каждого уровня общего образования следует избрать ту форму проведения Первого
урока, которая позволит максимально удовлетворить образовательно-воспитательные
потребности обучающихся.
Первый
урок для обучающихся младшего школьного
возраста рекомендуем провести в игровой форме:
·
квест «Дорогами Великой Победы»; «Вспомним
всех поимённо»;
·
сюжетная игра «Семейная реликвия», «Традиции Дня
Победы»; «Письмо в прошлое»;
·
познавательная эстафета «Великая Победа – бесконечная паять»;
«Листая страницы Великой Отечественной войны»;
·
интеллектуальные паззлы «Монументы Победы в Донецкой Народной
Республике»;
·
игра-презентация «Творчество писателей-фронтовиков»;
·
познавательная игра, виртуальная
экскурсия «Музеи
Великой Отечественной войны»;
·
шляпа вопросов «Что я знаю о Великой Отечественной
войне?»;
·
кроссворд «О героях былых времён» и др.
На Первом уроке в 5-9
классах желательно использовать нестандартный, креативный подход к
проведению занятия. Чтобы достичь поставленной цели, необходимо грамотно подать
тему и максимально вовлечь в обсуждение всех обучающихся, позволив им самим
решать, какие проблемы для них более актуальны.
Урок станет более информативным, полезным и увлекательным, если
пригласить гостей – историков, работников музеев и архивов, литераторов,
волонтёров и т. д. (возможно, из числа родителей обучающихся), которые смогут
поделиться опытом, принять участие в компетентном обсуждении рассматриваемых на
уроке вопросов.
Сплотить и увлечь подростков можно с помощью флешмобов и квестов, современных способов подачи информации, например, презентации, видео и пр. Кроме того
целесообразно использовать и такие формы проведения Первого урока, как устный журнал, живая газета, викторина,
интеллектуальная игра-соревнование, музейная экскурсия, презентация семейных,
трудовых традиций, выставка-конкурс тематических фотографий,
литературно-музыкальная гостиная.
Можно организовать и провести акцию,
направленную на оказание посильной адресной помощи ветеранам и детям войны, разработать
проект «От сердца к сердцу передай
добро», «Мы друг за друга и за мир в ответе», «Они начали нашу историю с
чистого листа», «Героям – слава, память и почёт», «За наше детство вас
благодарим!» и т. п.
Первый
урок для обучающихся старшего школьного
возраста рекомендуем выстраивать с использованием проблемных и дискуссионных педагогических технологий. Целесообразно
включить в него элементы
проектно-исследовательской деятельности (презентации пилотных проектов,
проспектов будущих исследовательских работ), профориентационной работы, в основе которой – краеведческий материал
(истории соотечественников – тружеников тыла).
В
рамках урока возможно использование игровых форм воспитательной работы: викторины «Неизвестная война», «Герои 1941-1945»,
конкурсов «Читаем о войне», «Нарисую
мир», деловых игр «Готов ли я стать
защитником Отечества?», «Что было бы, если бы…». Рекомендуется приглашение
гостей: ветеранов, родителей учеников, краеведов.
Первый
урок для обучающихся старшего школьного возраста может быть проведен силами самоуправления классного коллектива:
-урок в форме соревнования и игр: конкурс «Карта памяти», «О родном крае в годы войны», турнир «Калейдоскоп памятных дат», эстафета «А ты знаешь, что…?», деловая игра «Флот и армия едины», ролевая игра «Свидетели войны», викторина «Герои тыла» и т.п.
-урок-беседа,
который предполагает диалог, дискуссию, диспут,
связанные с важными социальными проблемами «Кто, если не мы?», «Детство,
опалённое войной», «Один в поле не воин. Так ли это?» и т. д.
Для
обучающихся нетрадиционные формы урока – это переход в иное психологическое
состояние, опыт нового стиля общения, возможность ощутить себя в новом
качестве, а это влечёт за собой новые обязанности и ответственность. Например, в
рамках видеоурока дети и подростки
могут попробовать себя в роли сценаристов, режиссёров, операторов или актёров; урока-проекта – получить материальный
результат своей деятельности; урока-экскурсии
– выступить экскурсоводами, создателями тематической промопродукции и
т. д.
В рамки
Первого урока могут быть перенесены и традиционные формы внеклассной работы: спектакль, концерт, инсценировка, «клуб
знатоков». При этом традиционную форму важно наполнить нестандартным,
небанальным содержанием: вместе с обучающимися наметить перспективы
исследовательской деятельности (социологических
опросов «Что вы знаете о…?» и т. д.).
При
подготовке к Первому уроку следует обратить внимание на оформление кабинета, в
котором могут быть представлены следующие элементы: карты Великой Отечественной
войны, фотографии героев Великой Отечественной войны; библиотечные выставки; творческие
работы обучающихся (рефераты, проекты, сочинения, стихи, рисунки, плакаты,
газеты, отзывы об экскурсиях, макеты и т. д.) о войне; портреты знаменитых
деятелей истории и культуры Донбасса, в своих произведениях и своей
деятельностью увековечивших Великую Победу.
Итоги
проведения занятия (наиболее интересные суждения, рисунки, фотографии,
сообщения и т.п.) важно отразить на сайте общеобразовательной организации,
класса.
Разработки уроков и воспитательных
мероприятий:
1.
Интерактивный
календарь образовательных событий, приуроченных к государственным праздникам,
памятным датам и событиям истории и культуры Донецкой Народной Республики [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: https://centrvospitanie.wixsite.com/kalendar/den-pobedy.
2.
Лучшие
методические разработки победителей Международного конкурса «Уроки Победы»
75-летию Великой Победы [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: https://prosv.ru/pobeda/9.html.
3.
Педагогическая
сокровищница Донетчины. – 2020. – № 1. – 128 с. (тематический выпуск,
посвящённый Году Великой Победы в Донецкой Народной Республике).
Список интернет-ресурсов:
Контент |
Название ресурса |
Ссылка |
Фильмы |
ГОСФИЛЬМОФОНД |
https://gosfilmofond.ru |
Телеканал Победа |
https://pobeda.tv/schedule |
|
Каталог военных фильмов |
https://voenhronika.ru |
|
Видеоспектакли |
Культура России |
https://www.culture.ru |
Песни о войне |
Радио Победы |
http://www.radiopobeda.ru |
Военные песни |
https://voenhronika.ru/blog/ |
|
Художественная литература |
Библиотека Победы |
https://pobeda.rusneb.ru |
Архивные документы времён Великой Отечественной войны |
Подвиг народа в Великой
Отечественной войне 1941-1945 гг. |
http://podvignaroda.ru |
Память народа |
https://pamyat-naroda.ru |
|
Интерактивная карта Великой
Отечественной войны |
https://www.pobediteli.ru |
|
Великие люди, герои войны |
https://pomnisvoih.ru |
|
Мы помним |
https://mypomnim.ru |
|
Виртуальные экскурсии |
Донецкий военно-исторический музей Великой
Отечественной войны |
http://drkm-dnr.ru/site/wow |
Видеоконтент |
Воспитательный калейдоскоп «Познай
себя, свой род, своё Отечество!» |
http://vkalejdoskop.tilda.ws |
Комментариев нет:
Отправить комментарий