Рецепт успеха ученика прост: нужно верить в ребёнка и при малейшей возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не висел страх оценки, страх отчуждения и осуждения.
Шаталов В.Ф.
Виктор Фёдорович Шаталов, ученый, педагог, народный учитель СССР, преподаватель математики, разработал систему обучения с использованием опорных сигналов – взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом.
В чём же особенности методики В.Ф. Шаталова? После развёрнутого изложения теоретического материала обучающимся предлагается его сжатое представление в виде опорных сигналов. Опорные сигналы – это своеобразные знаки-символы, несущие в себе особую информацию. Работая с ними, учитель развивает обучающегося и его способность к ассоциациям. У каждого из нас совершенно точно случалось, что какой-то предмет, запах, звук, надпись или что-то ещё пробуждали в памяти бурю воспоминаний, причём никаких усилий для этого не прилагалось. Это и есть ассоциативность мышления.
Опорные сигналы способны пробудить в памяти обучающегося именно то, что требуется. Нередко случаются ситуации, когда отвечающий ребёнок попадает «в ступор», забыв в самый неподходящий момент то, что спрашивается. Либо часть материала, изложенного на прошлом уроке, не заучивалась им и не запоминалась специально, а просто затаилась в голове. И сам того не подозревая, ребёнок, увидев опорный сигнал, вспоминает необходимый материал.
Методика привлекательна для педагогов и обучающихся тем, что она преобразованиями охватывает практически всю структуру обычного урока, который теперь из скучного и однообразного превращается в интересный и насыщенный.
Разного рода опорные сигналы, графические образы и схематические рисунки при изложении нового материала широко используются и в начальной школе, обеспечивая младших школьников современными эффективными методами работы с учебным материалом.
Кафедра дошкольного и начального образования
Отдел начального образования
Комментариев нет:
Отправить комментарий