Образовательная деятельность с родителями

6 полезных игр для развития фонематического слуха

Источник: Родительский университет «Просвещения»

Чтобы научиться читать и писать, понимать и произносить слова, учить иностранные языки, ребёнок должен уметь различать звуки. Это называется фонематическим слухом. Делимся шестью играми, которые помогут его развить!


Подготовьте игрушки или картинки с изображением разных животных. По очереди показывайте их, рассказывайте, кто это и как он говорит. Например: «Это собака. Она гавкает: гав-гав». Затем спрячьте животных и скажите малышу: «Они хотят с тобой поиграть. Угадай, кто тебя зовёт?» Позовите малыша от имени каждого персонажа. И попросите ребёнка повторить звуки в ответ.
«Молоточки» (для детей 3−4 лет)
Вы говорите малышу: «У меня есть большой молоток. Он стучит так: тук-тук-тук. У меня есть маленький молоточек. Он стучит так: тюк-тюк-тюк». Попросите малыша закрыть глаза и определить, какой молоток сейчас стучит. Произнесите соответствующие звуки. А потом поменяйтесь ролями.

«Кто тебя зовёт?» (для детей 2−3 лет)


«Сложный мяч» (для детей 4−5 лет)
Встаньте напротив ребёнка и по очереди перекидывайте мяч. Первый игрок произносит любой слог и кидает мяч. Поймавший повторяет слог, говорит новый и возвращает мяч обратно. Игру можно усложнять, произнося два или три стога за раз.

 «Поймай звук» (для детей 5−6 лет)
Взрослый называет слова, а ребёнок хлопает в ладоши, только когда в слове есть выбранный звук. Допустим, звук [м]. Вы говорите, делая паузы: «Стол, мышка, солнце, мартышка, река, пруд». Первое время лучше интонационно выделять нужный звук, долго произнося его.

«Найди звук» (для детей 6−7 лет)
Вы называете цепочку из трёх слов. Задача ребёнка — найти звук, который встречается во всех словах. Например, для цепочки «кит, ил, книга» это будет [и]. Игру можно усложнить, добавив четвёртое слово, в котором нет общего с остальными звука.

«Весёлое предложение» (для детей 7−8 лет)
Задача — составить предложение, все слова в котором начинаются с одного звука. Например, [в]: «Воробей Василий взял вкусные ватрушки». В эту игру особенно весело играть в компании: пусть каждый произносит по слову, чтобы в итоге получилось связное предложение.



Разговоры с детьми перед сном сближают.

Источник: Родительский университет «Просвещения»

В карточках собрали 12 вопросов, которые помогут обсудить чувства, поднять важные темы и узнать друг друга лучше.


Как разговорить ребенка? 5 советов.

Источник: Институт воспитания | ФГБНУ ИИДСВ

«Говорит короткими словами, а ровесники уже предложениями вовсю болтают», — волнуются мамы детей-молчунов. Кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института детства, семьи и воспитания Российской академии образования Анна Теплова поделилась своими рекомендациями.


    1. Называйте предметы

    Малыш на втором году жизни буквально напитывается новыми словами и их смыслами. Лучшая игра в этот период — называние предметов. Мама носит малыша на руках или гуляет с ним и постоянно называет ему новые предметы, явления, действия. Хорошо если малыш сам показывает пальчиком на интересующий его предмет. Некоторые ученые считают, что это самая древняя форма загадки. Малыш как бы спрашивает вас — это что? И мама дает ему полный исчерпывающий ответ.

 
   2. Следите за своей артикуляцией

    Очень большое значение для развития речи малыша имеет артикуляция взрослого. Когда вы разговариваете с ребенком, важно, что он видит, как вы говорите, как работает ваш артикуляционный аппарат. Именно поэтому говорящие игрушки — плохие помощники в развитии речи ребенка.


    3. Проговаривайте свои действия

    Лучший способ знакомить малыша со словами, их смыслом и описываемыми ими действиями на этом этапе — проговаривание действий с малышом. Например, вы надеваете ребенку колготки. Малыш сидит у вас на руках, а вы проговариваете сами весь процесс. «А мы сейчас наденем штанишки. Вот тут у штанишек перед, а это спинка. На спинке шовчик, а спереди застежечка. Вот мы берем правую ножку и просовываем ее в правую штанину».

    
    4. Читайте по ролям скороговорки, стихи и сказки

    Ребенок третьего года жизни не только любит слушать речь взрослого, стихи, сказки, но и может запомнить и воспроизвести стихотворение, пересказать слышанную от взрослого сказку. Очень хорошо в этот период играть в рифмованные слова, которые малыш может повторить сам. Например, все помнят игру «Гуси, гуси – га-га-га». Поиграйте в нее с малышом, попробуйте рассказать ее как стихотворение вместе.


    5. Стимулируйте ребенка говорить, а не демонстрировать

    Чтобы ребенок не застрял в периоде автономной речи, необходимо перестать его понимать. Нужно стимулировать малыша говорить словами, а не жестами или эмоциями. Однако, очень важно не выработать у ребенка негативного отношения к речи. Предлагайте ему слова, обозначающие предмет, который он просит. Радуйтесь и хвалите ребенка, когда он называет слова правильно.

    Развитие речи ребенка — сложный, но увлекательный процесс. Речь малыша развивается в творческом взаимодействии с любящим взрослым.



Как сделать книги, фильмы и мультфильмы полезными для ребенка?

Источник:  Институт воспитания | ФГБНУ ИИДСВ

    Инструкция для родителей

    Ранее мы уже писали о полезных книгах, фильмах, мультфильмах, спектаклях и музейных выставках для детей, рекомендованных Институтом воспитания для чтения, просмотра и посещения. Но дело не только в том, что смотреть и читать с ребенком. Важно делать это правильно, чтобы это было полезно для воспитания. Как? Достаточно выполнить несколько несложных условий.


Шаг 1. Просмотр контента: воспринять правильную модель поведения
    1.Если этот материал встретился вам впервые, обязательно смотрите ислушайте вместе с ребенком. Если малыш не умеет читать, то ему читает взрослый.

    2. Если ребенок просит посмотреть или послушать один и тот же материал. Снова – обязательно соглашайтесь. Это значит, что он нашел в нем что-то важное для себя.

    3. Если ребенок не проявил интереса к данной истории (книге, фильму и др.), через некоторое время предложите вернуться к ней снова. Если по-прежнему неинтересно – не настаивайте.    Переключитесь на другое содержание. Даже если Вы считаете этот материал особенно важным, не заставляйте. Просто ищите тот, который будет интересен именно Вашему ребенку с его индивидуальностью.

Шаг 2. Обсуждение: понять, какое поведение считается правильным
    1. Если ребенок что-то не понимает по ходу действия (например, слова персонажа или смысл действия), останавливайте видео и объясняйте. Не критикуйте ребенка, если он не понимает.
    
    2. Наблюдайте за ребенком во время просмотра, чтения или прослушивания. Отмечайте, какие моменты ему наиболее интересны, на что он реагирует наиболее эмоционально, а что ему непонятно.

    3. Обратите внимание ребенка на те моменты, которые по смыслу наиболее важны с воспитательной точки зрения: например, герой спасает любимую собаку, или тетя Кошка соглашается принять бездомных котят и т. д. Убедитесь, что ребенок понял, кто положительный герой, а кто – отрицательный, что такое «поступить хорошо», а что такое «поступить плохо».

    4. Детей раннего возраста (2-3 года) после просмотра или прослушивания важно попросить показать того или иного персонажа, как он действует, какой он. Это важно, так как ребенок понимает смысл увиденного на основе наглядно-действенного мышления, то есть через действия.

    5. С младшими дошкольниками (3-5 лет) важно обсудить просмотренное, попросить ребенка показать, как действует тот или иной персонаж, прокомментировать, кто хороший, а кто плохой, объяснить, почему. Как правило, дети этого возраста уже могут сами сказать, кто хороший, а кто плохой, взрослый же помогает объяснить.

    6. Со старшими дошкольниками (5-7 лет) обязательно нужно обсудить просмотренное, задавая вопросы о том, как ребенок понял смысл хороших и плохих поступков, каковы его чувства к каждому герою, на кого он хочет быть похожим.

Шаг 3. Творческая активность: усвоить и проявить правильную модель поведения в игре
    1. После просмотра и обсуждения предложите ребенку порисовать на тему мультфильма/фильма/книги/и др. Предложите нарисовать понравившихся героев, самые запомнившиеся ребенку ситуации.

    2. Предложите ребенку поиграть в понравившийся мультфильм/фильм. Ребенок сам может предложить поиграть в ту сцену, которая оказалась для него наиболее яркая. Например, это может быть строительство летательного аппарата или тушение пожара. Если ребенок не предлагает действия сам, предложите поиграть в самые яркие моменты мультфильма.    Распределите роли, придумайте элементы реквизита, предложите ребенку побыть в роли разных персонажей. И сами также возьмите на себя роль одного из персонажей.

    3. Если ребенок проигрывает все время одну и ту же сцену, не критикуйте, а наблюдайте. Ребенок может неделями копировать любимого героя. Это нормально. Это значит, что именно в этот момент происходит его внутренняя работа по усвоению важного содержания, которое Вы ему предложили.

    4. Если ребенок во время игры обижает других детей или расстраивается уже не «понарошку», остановите его в роли одного из персонажей. Позовите на помощь других детей и помогите распределить роли других персонажей. После игры обсудите с ребенком на конкретном примере его действий, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Предложите ребенку представить себя на месте другого, которого обидели.

    5. Если ребенку нравится отрицательный персонаж и он охотно играет его роль, это не значит, что он станет таким же. Не критикуйте, а наблюдайте за его поведением в игре и в жизни. Возможно, ребенок именно в ситуации «понарошку» отыгрывает негативную модель поведения. После игры обсудите с ним, кто действует хорошо, а кто плохо (убедитесь, что он понимает смысл хороших и плохих поступков), и предложите ему в одной из игр роль положительного героя.

Шаг 4. Социально-позитивное поведение ребенка: проявить правильную модель поведения в реальной жизни
    1.После игры или после очередного просмотра обсудите с ребенком, как ведет себя положительный персонаж, а как – отрицательный, к чему приводят действия тех и других, почему важно поступать хорошо, для кого это важно. Попросите ребенка (если это старший дошкольник или младший школьник) сказать, как бы он поступил на месте того или иного персонажа. Попробуйте вместе вспомнить похожие ситуации из жизни: как действовал он сам, как действовали другие. Попросите ребенка дать оценку этим действиям.

    2. Обсудите с ребенком, в каких ситуациях сегодня требуется такое же правильное поведение, какое он увидел в мультфильме/фильме. Что ребенок может делать сам уже сегодня, в реальной жизни, чтобы быть походим на своего персонажа. Важно спросить, кому может быть нужно и важно то, что ребенок может и умеет сегодня сделать сам или вместе с друзьями и взрослыми?

Примеры.
· Не забывать говорить вежливые слова бабушке.

· Ребенок не может сам построить ракету, но может помогать папе в ремонте.

· После просмотра и обсуждения фильма о войне может возникнуть собственная инициатива семьи в поиске и сборе информации о подвиге прадедушек и прабадушек.

    3. С младшими школьниками такого рода обсуждение должно привести к детско-взрослому проекту социальной направленности. Именно через опыт собственной социально-позитивной деятельности дети усваивают в полной мере предлагаемое воспитательное содержание. В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте это могут быть проекты, связанные с заботой о старших или младших, творческие выступления в больнице или центре социальной помощи, трудовая деятельность и др.

    4. По итогам реализации такого рода социальных проектов очень важно обсудить с детьми, что мы задумывали и что получили. Что удалось или не удалось сделать и почему, как мы действовали (дружно или нет и т. д.), чему научились, что нового узнали о себе и о других и др. Важно, чтобы у детей сформировался смысл такого рода деятельности – не в получении грамоты, а в решении реальной проблемы, улучшении жизни конкретных людей.

_______________________

    P.S. С подростками схема обсуждения принципиально та же, но с той особенностью, что на этапе обсуждения взрослому необходимо предоставлять максимальную свободу высказываться подростку, не быть директивным (т. е. не брать процесс беседы под свой жесткий контроль), находить верные решения совместно; а на этапе действий в реальной жизни направления и масштаб социально-позитивной деятельности подростков могут быть широкими и разнообразными.

Авторы статьи:

    Ряшина Вера Викторовна, психолог-консультант, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Института воспитания РАО.

    Рябцев Владимир Константинович,кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Института воспитания РАО.

    Институт воспитания РАО проводит работу по формированию позитивного контента для российских детей в рамках выполнения госзадания по организации проведения общественно значимых мероприятий в сфере образования, науки и молодежной политики в 2021 году.


Консультация для родителей неговорящих детей

Источник:  Всероссийский портал «Дошкольное образование»




Комплекс артикуляционной гимнастики на шипящие звуки.

Источник: Людмила Конотоп

Ребенок, который мило шепелявит вызывает массу положительных эмоций у родителей и окружающих, особенно приятно с ним «сюсюкаться» . Родителям кажется, что пройдет еще немного времени и шепелявость пройдет сама собой. Малыш растет, ему уже 5 лет, а четкости произношения у ребенка не появляется. Тогда ребенку и родителям необходима консультация логопеда. Но речевые проблемы гораздо легче предупредить, чем исправить. Поможет в этом артикуляционная гимнастика для шипящих звуков Ш, Щ,  Ж, Ч для детей 4-5 лет.

      Комплекс артикуляционной гимнастики легко превратить в игру, что вызовет интерес к занятиям, так как ребенок будет думать, что просто играет с мамой. Для гимнастики не нужно иметь специального оборудования, но если у малыша есть выраженные проблемы с речью – консультация логопеда желательна. Следите, чтобы малыш не уставал, и помните, что регулярная гимнастика может сотворить чудо. 



КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ С СДВГ

Источник: Детская Нейропсихология


СКАЖИТЕ ПО-ДРУГОМУ...

Замечания ребёнку с добротой. Кapточки-шпаргалки для родителей.

Источник: Развивашки. Дети и их развитие.



Зачем дошкольнику нужна финансовая грамота?

Источник: Родительский университет «Просвещения»


Развитие креативного мышления у детей и взрослых

Источник: Родительский университет «Просвещения»


КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НЕГОВОРЯЩИХ МАЛЫШЕЙ - 

Нищева Н. В. 


Нищева Наталия Валентиновна — известный петербургский логопед, методист, Отличник народного образования, автор «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 7 лет», представленной в разделе «Навигатор программ» официального сайта Федерального института развития образования и рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. В методический комплект программы входит около двухсот методических и дидактических пособий, разработанных Наталией Валентиновной.

Уважаемые мамы и папы! Вы должны понять, чтобы ребенок заговорил, нет ни волшебной таблетки, ни волшебной процедуры. Не верьте тому, кто говорит, что после проведения БАК , ТКМП, ТОМАТИС и т.п. всё разрешится само собой.

Эти и другие процедуры иногда просто необходимы, и эффект будет очевидным, но не сразу и только при условии, что с ребенком упорно ежедневно и на протяжении нескольких лет занимаются специалисты, и по их рекомендациям постоянно работаете с ребенком вы. Иногда нужен не год и не два года, чтобы появилась положительная динамика.

Необходимо обследование и лечение ребенка неврологом и другими специалистами (мануальным терапевтом, сурдологом, оториноларингологом) , если это потребуется, и коррекционные занятия с логопедом. Иногда к логопеду необходимо подключить нейропсихолога или дефектолога.

Продолжение в источнике: https://vk.com/wall-82373093_36594


«Каша во рту», что делать ? Скорая помощь в домашних условиях 

Чтобы малыш научился произносить сложные звуки  , его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
    Для того , чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его губы ,щеки  и мышцы  языка должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение и легко совершать многократные переходы от одного движения к следующему. Артикуляционная гимнастика поможет вам научить всему этому вашего малыша. Гимнастика также  очень полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». 
   Помните , что красивая и чистая речь вашего ребенка - это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов и родителей . 
   Попробуйте с ребенком следующие динамические упражнения для языка:



Как стать заметным? Памятки по использованию световозвращательных элементов.

Источник: Институт воспитания | ФГБНУ ИИДСВ РАО




Укрепляем здоровье дошкольника с помощью дыхательной гимнастики!

Хорошо развитое речевое дыхание поможет детям  развить правильное произношение звуков и слогов. Поэтому очень важно заниматься дыхательной гимнастикой  детям с раннего возраста для профилактики  речевых дефектов  в будущем.

   Упражнения для развития дыхания подходят даже детям от 2 лет и  детям, страдающим вирусными или простудными заболеваниями.

    Выполнение специальных упражнений в игровой форме поможет развить речевое дыхание у детей любого возраста с помощью тренировки выдоха. Мы предлагаем вниманию родителей дыхательные игры зимней тематики.



Игрушка или антиигрушка. Проблема выбора | Родителям



Комментариев нет:

Отправить комментарий