вторник, 29 ноября 2016 г.

Овладеваем Лего-технологией

24 ноября 2016 года на базе МДОУ № 396 г.Донецк состоялось занятие постоянно действующего семинара для педагогов дошкольных образовательных организаций по теме «Лего-конструирование как средство развития творческих способностей и личностных качеств дошкольников».

Спикерами мероприятия выступили: Котова Л.Н., методист отдела дошкольного образования Донецкого РИДПО; Пефтибаева И.Н., воспитатель-методист МДОУ № 396; Волкова Н.П., воспитатель МДОУ № 396; Тальянцева О.К., инструктор по физической культуре МДОУ № 396; Зинченко–Будаева В.П., педагог дополнительного образования МДОУ № 396; Рынчак К.П., учитель-логопед МДОУ № 93.
В работе семинара приняли участие педагоги Донецкого педагогического колледжа: заместитель директора по учебной работе Буланкина И.Г., заместитель директора по учебно-производственной практике Шеховцова Н.В., преподаватель Сухаревская С.Б.

Целью мероприятия было обучение педагогов приёмам моделирования образовательного процесса с Лего-конструктором; развитие креативности, способностей и мастерства участников постоянно действующего семинара.
Координатор семинара Котова Л.Н. проинформировала педагогов об использовании Лего–конструирования как средства развития конструкторских и творческих способностей дошкольников. Воспитатель-методист Пефтибаева И.Н. презентовала опыт ДОО(У) № 396 по проблеме интеграции Лего-технологии в образовательный процесс.
Педагоги посетили творческие мастерские, мастер-классы, интегрированные и индивидуальные занятия с элементами Лего–технологий.
Участники семинара выразили искренние слова благодарности заведующей МДОУ № 396 Рыбалко В.И. и всему педагогическому коллективу за создание творческой атмосферы, организацию живого, активного сотрудничества и презентацию интересных актуальных идей в дошкольном образовании.
Кафедра дошкольного и начального образования
Отдел дошкольного образования

четверг, 24 ноября 2016 г.

Инфографика: поиск педагогических техник

    Инфографика — это визуальное представление информации и данных. Преимущество инфографики в том, что с её помощью можно сделать сложные сведения понятными и увлекательными. Основной принцип инфографики: минимум затрат по времени - максимум осознания.
    Предлагаем ознакомиться с 10 правилами инфографики:
1. Сокращение. Самый легкий способ достичь простоты – разумно сократить то, что уже есть. Сосредоточьтесь на том, что мало в размере и важно. Забудьте о том, что несущественно и вносит путаницу.
2.Организация. При правильной организации громоздкое может стать компактным. Разделите предметы, которые существуют хаотично, на группы. Каждой группе присвойте название. Далее определите среди них наиболее важные (они должны составлять не более 20% от общего числа групп) и поместите их во главу списка.
3. Время. Просто берегите время.
4. Учеба. Знания упрощают жизнь. Зная, где право, а где лево, вы легче закрутите винт.
5. Различия. Простота и сложность неразлучны.
6. Контекст. Находящееся в отдалении не значит второстепенное.
7. Эмоции. Больше эмоций лучше, чем меньше. На первый взгляд этот тезис противоречит призыву к сокращению. Но так же, как форма следует за содержанием, эмоция следует за формой.
8. Доверие. Веруем в простоту. Пока вы не научитесь плавать, вы не верите воде. Точно так же, пока вы не поверите, что с технологией обращаться легко, вы не воспользуетесь ею.
9. Неудачи. Не все поддается упрощению. Всегда есть место для ошибок.
10. Главный закон. Простота заключается в том, чтобы убрать очевидное и добавить необходимое.
     Более подробная информация о десяти законах простоты Джона Маэды , советы по созданию качественной инфографики, а также ресурсы для дальнейшего обучения и вдохновения можно найти на сайтах http://infogra.ru/ ,
http://www.dejurka.ru/articless/design-quality-infographics

Кафедра дошкольного и начального образования 

среда, 23 ноября 2016 г.

Где найти учебно-методические материалы к «Урокам гражданственности Донбасса» в начальной школе?

С целью повышения качества и эффективности образовательного процесса, обеспечения обучающихся и педагогов необходимыми учебными и учебно-методическими пособиями, по инициативе и при содействии Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики при Донецком республиканском институте дополнительного педагогического образования были созданы творческие группы по разработке учебно-методических комплексов к 2016-2017 учебному году.

Итогом кропотливой системной работы стало создание комплекса методических пособий для учителя «Уроки гражданственности Донбасса». Он состоит из 4-х книг и составлен в соответствии с программой образовательно-воспитательного курса «Уроки гражданственности Донбасса. 1-4 классы».
В содержании издания раскрыты историко-краеведческий, природоведческий, культурологический и обществоведческий аспекты, которые реализуются через микросферы «Я – житель Донбасса», «Природа Донбасса», «Культура Донбасса», «Дыхание времён», «След в истории», «Человек и закон», «Гражданская позиция».
Скачать материалы можно на официальном сайте Донецкого РИДПО по ссылкам:
  1. Уроки гражданственности Донбасса. Методическое пособие: 1 класс
  2. Уроки гражданственности Донбасса. Методическое пособие: 2 класс
  3. Уроки гражданственности Донбасса. Методическое пособие: 3 класс
  4. Уроки гражданственности Донбасса. Методическое пособие: 4 класс
Все представленные пособия рекомендованы Министерством образования и науки ДНР к использованию в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2016-2017 учебном году.
Кафедра дошкольного и начального образования

вторник, 22 ноября 2016 г.

Рекомендации по созданию электронных стенгазет

Сегодня электронную стенгазету можно подготовить с помощью разных приложений и Интернет-сервисов. Для создания современной стенгазеты достаточно установить приложение или всего лишь зайти в Интернет и начать творить. Такая газета будет современной и красочной. Кроме того, в условиях внедрения Web 2.0, электронный вариант стенгазеты хорош тем, что над ним могут работать одновременно не один педагог, а несколько, возможно привлечь к данной работе родителей и детей.

Успех газеты будет зависеть не только от овладения навыками работы с Интернет-приложением. Оно станет хорошим инструментом в ваших руках с учётом ряда правил по оформлению электронной стенгазеты. Успешность электронной стенгазеты зависит от:
  • её эстетического вида и качества исполнения;
  • соблюдения принципов содержательности и информативности;
  • учета ориентации на целевую аудиторию;
  • оригинальности идеи;
  • грамотности представленных материалов;
  • правильности оформления электронной стенгазеты.
Примеры электронных стенгазет победителей конкурса «Осенние затеи» можно посмотреть по следующим адресам:
https://padlet.com/kinder_117/qqtqshpctk4l (Автор: Жигалкина И.Г., воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 117 г. Макеевки)
https://padlet.com/lili_ferentzi/yhs99tnehed (Авторы: Ференци Л.Н. и Бутенко О.А. воспитатели дошкольного образовательного учреждения № 4 «Журавленок", город Шахтерск)
Кафедра дошкольного и начального образования

понедельник, 21 ноября 2016 г.

Повышаем квалификацию учителя начальной военной и медико-санитарной подготовки

Эффективным средством повышения инновационно-креативной компетентности и профессионального мастерства учителя начальной военной и медико-санитарной подготовки являются курсы повышения квалификации, различные мастер-классы, семинары-практикумы, тренинг-площадки, диспут-конференции по обмену опытом педагогов-новаторов, круглые столы и другие активные формы образовательного пространства. Их цель – формирование профессиональной компетентности педагогов начальной военной и медико-санитарной подготовки в сфере военно-прикладного использования психолого-педагогических технологий, логико-креативных моделей обучения для реализации требований Государственных образовательных стандартов.

В 2017 году на базе Донецкого РИДПО будут проходить практические семинары по актуальным проблемам начальной военной и медико-санитарной подготовки. В плане данных мероприятий: активное обсуждение вопросов содержания качества проводимых занятий по предмету; применение новых подходов, форм и методов в работе учителя начальной военной и медико-санитарной подготовки; инновационное совершенствование у него навыков военно-практической компетентности; выработка единых подходов в проектировании и конструировании методического обеспечения занятий по предмету; проведение практических занятий по творческому решению учебных ситуаций военно-прикладного характера.
Отдел физической культуры и спортивно-массовой работы
Кафедра дошкольного и начального образования

четверг, 17 ноября 2016 г.

Алгоритм занятий по начальной военной и медико-санитарной подготовке

Исходя из сложной военно-политической и социально-гуманитарной обстановки в Донецкой Народной Республике, в образовательных организациях разных типов одним из актуальных вопросов формирования готовности обучающихся к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций и защиты Отечества является оптимизация их познавательной активности на уроках по начальной военной и медико-санитарной подготовке.

В настоящее время на таких занятиях многими учителями используется специфический алгоритм теоретического познания и отработки навыков практических действий обучающихся, моделируемый в различных нестандартных ситуациях мирного и военного времени. В обобщённом виде он включает в себя диалектическое единство таких составляющих, как:
  1. Рассказ – учитель умело ставит цели развития личностных качеств обучающихся на уроке и реализует их средствами учебного предмета; убедительно разъясняет учебный материал, уверенно и профессионально используя при этом различные технологии, способы и практики.
  2. Личный показ – методом прямого и комментированного показа учитель активно использует тактику динамической адекватности; лично демонстрирует выразительную, ясную, подражательную наглядность в выполнении различных действий, приёмов; грамотно использует дидактические материалы (макеты, муляжи, плакаты, аудио-, видеоматериалы, электронные презентации и т.п.).
  3. Тренировка – учитель обращает внимание на качество выполнения упражнений обучающимися; поощряет индивидуальные учебные достижения, инициативу и самостоятельность обучающихся; дифференцированно даёт различные домашние задания; обоснованно стимулирует качество выполнения обучающимися учебных заданий, вводных, огневых и тактических летучек; исключает утомляемость, перегрузку обучаемых, используя при этом приёмы и методы военно-педагогических технологий, особенно в аспекте индивидуализированного обучения с учётом особенностей конституции, воспитания, темперамента, психосоматики и т.д.
Реализация на практике требований Государственных образовательных стандартов – это веление времени. Совершенствование специфического алгоритма теоретического познания и отработки навыков практических действий обучающимися – это эффективный способ повышения качества занятий по начальной военной и медико-санитарной подготовке. Новизна данного подхода заключается в том, что при использовании предложенного алгоритма в фокусе социально-педагогических, психологических, компетентностных, военно-прикладных образовательных условий, активизируется креативный потенциал обучающихся. Это, в свою очередь, способствует повышению уровня их военно-патриотического самосознания, мобилизационной готовности к защите Родины.
Кафедра дошкольного и начального образования
Отдел физической культуры и спортивно-массовой работы

среда, 16 ноября 2016 г.

Международная конференция завершает работу

В ноябре 2016 года завершает свою работу Международная электронная научно-практическая конференция «Инновационные направления развития дополнительного педагогического образования», инициированная Донецким республиканским институтом дополнительного педагогического образования и Международной академией наук педагогического образования.
В работе конференции приняли участие 231 педагог из 7 стран (Донецкой Народной Республики, Российской Федерации, Республики Беларусь, Азербайджанской Республики, Республики Казахстан, Луганской Народной Республики, Республики Молдова). За время конференции прошло 5 вебинаров, на которых обсуждались актуальные проблемы профессионального развития педагогов, последние достижения педагогической науки.
Цель конференции состояла в научно-информационном обмене и повышении уровня квалификации педагогических кадров, информировании целевой аудитории об инновационных направлениях развития дополнительного профессионального педагогического образования, последних достижений педагогической науки, привлечении талантливых педагогов к участию в перспективных научных исследованиях.
Конференция предусматривала работу пяти секций:
Секция 1. Инновации в системе повышения профессиональной компетентности менеджеров общего образования
Секция 2. Психологический контент инноваций в системе дополнительного педагогического образования
Секция 3. Модернизация системы дополнительного профессионального образования педагогов в условиях реформирования дошкольного и начального общего образования
Секция 4. Модернизация методики преподавания предметов естественно-математического цикла, технологий, информатики и ИКТ
Секция 5. Потенциал дополнительного педагогического образования учителей общественно-гуманитарных дисциплин: инновации, качество, ресурсы
Программа конференции охватила широкий круг вопросов, посвященных актуальным проблемам стратегии построения образовательного пространства и технологиям реализации образовательных стандартов, вопросы повышения качества преподавания, а также вопросы управления.
Благодарим всех участников конференции за плодотворное сотрудничество и обмен опытом.
Сертификаты участника доступны по ссылке http://bit.ly/serteconf
Готовится к обсуждению итоговый документ конференции. 
     
Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования.

Что такое «Специальное учебное действие» на уроках начальной военной и медико-санитарной подготовки?

Система мониторинга качества занятия по начальной военной и медико-санитарной подготовке в образовательных организациях Донецкой Народной Республике даёт информацию не только об эффективности образовательного процесса, но и о творческом потенциале учителей. Инновационную основу их педагогической культуры составляют критерии, определяющие уровень личностного развития обучающегося. Основными из них являются: его способность к самовыражению через понимание собственной индивидуальности и уникальности; степень ответственности за самого себя, свои поступки и намерения, адекватное реагирование на педагогическое воздействие учителя, креативный стиль мышления и действия.

Результирующая составляющая передового опыта учителей свидетельствует, что содержание качества их уроков по предмету предполагает формирование, развитие и совершенствование у обучающихся специальных учебных действий военно-практического характера. В своей психолого-педагогической сущности специальное учебное действие на уроках начальной военной и медико-санитарной подготовки – это теоретико-практическая деятельность обучающихся по осознанному практическому воспроизведению действий военно-прикладной направленности с целью доведения их до автоматизма.
Эффективность данных действий достигается взаимообусловленным проявлением следующих составляющих в практике работы учителя начальной военной и медико-санитарной подготовки:
  • индивидуализация образовательного процесса (уверенность учителя в правильном понимании обучающимися содержания учебной задачи, исходя из особенностей его темперамента, характера, способностей, наклонностей, проявлений воли и т.д.);
  • динамическая оптимизация коллективной деятельности обучающихся в аспектах репродуктивного и продуктивного характера (исходя из вида занятия, учителем учитываются специфические формы их проведения, ритуалы приветствия и прощания, сдачи рапорта, строго уставное выполнение определённых команд, проектирование адаптивной познавательной среды при демонстрации обучающимся образцов техники и вооружений, действий на полосе препятствий, при защите от оружия массового поражения и т.д.).
Обучение специальным учебным действиям военно-прикладного характера – основа урока по начальной военной и медико-санитарной подготовке, показатель зрелости учителя, признание высокого уровня его профессионального мастерства. Занятия данного цикла в тесном единстве с другими предметами школьной учебной программы, актуализируют своё содержание в направлении всестороннего развития личности обучающегося, укреплении оборонного потенциала нашей молодой Республики.
Кафедра дошкольного и начального образования
Отдел физической культуры и спортивно-массовой работы

Защита Отечества – честь и дело каждого

Патриотическое воспитание молодёжи, начальная военная и медико-санитарная подготовка составляют фундаментальную основу воспитания подрастающего поколения. Возрастающие требования к результатам подготовки обучающихся, определённые в Государственных образовательных стандартах, способствуют формированию у них готовности к выполнению гражданского и конституционного долга по защите ДНР.

Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях Республики требует расширения форм внеклассной работы военно-прикладной направленности, совершенствования методик их подготовки и проведения. Опытные методисты-наставники активно используют такие формы внеклассной работы по начальной военной и медико-санитарной подготовке, как:
  • кружки по военно-технической и военно-профессиональной подготовке («Меткий стрелок», «Юный пожарный» и др.);
  • секции по военно-прикладным видам спорта (военно-спортивное ориентирование, самбо, дзюдо);
  • тематические викторины, КВН;
  • смотры-конкурсы;
  • спортивные мероприятия военно-прикладной направленности (по медико-санитарной подготовке; по военно-прикладным видам спорта: военизированные эстафеты, военно-спортивные игры, военно-спортивные праздники «День защитника Отечества», «Школа личной безопасности»); военно-тактические игры «Страйкбол», «Пейнтбол;
  • тематические экскурсии;
  • встречи с военнослужащими Вооруженных сил ДНР, органов МЧС, представителями военных комиссариатов;
  • посещение обучающимися воинских частей и подразделений ДНР.
Сегодня, как никогда, в деятельности образовательных организаций Республики необходимо активизировать работу учителей начальной военной и медико-санитарной подготовки по поиску наиболее эффективных средств, методов и форм проведения занятий с обучающимися для совершенствования их теоретической и практической подготовки, направленных на приобретение умений и навыков военного дела.
Кафедра дошкольного и начального образования
Отдел физической культуры и спортивно-массовой работы

вторник, 15 ноября 2016 г.

Воспитывая настоящего гражданина

10 ноября 2016 г. в рамках плана работы «Студии победителей» состоялся вебинар по теме «Авторские находки с использованием схем, таблиц по формированию социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста»

В ходе работы вебинара участники смогли ознакомиться с методическими наработками в этой сфере талантливого педагога, победителя I Республиканского конкурса педагогического мастерства «Наставница года» Марченко Юлии Анатольевны. Педагог-практик поделилась своим опытом работы с детьми по формированию социально-коммуникативной компетентности с использованием схем, таблиц, зарисовок и т.п. Использование этих методов и приемов в профессиональной деятельности позволит успешно решать задачи социально-нравственного и патриотического воспитания дошкольников, сформировать у воспитанников уверенность в себе, в своих способностях, умение выражать свое отношение к окружающему миру.
 
Кафедра дошкольного и начального образования
Отдел дошкольного образования

понедельник, 14 ноября 2016 г.

Обеспечивая качественный образовательный процесс в дошкольной образовательной организации

С 31 октября по 12 ноября 2016г. в Донецком республиканском институте дополнительного педагогического образования в соответствии с планом-графиком организации учебно-воспитательного процесса с руководящими и педагогическими кадрами проходят курсы повышения квалификации воспитателей дошкольных образовательных организаций (учреждений) по теме «Современные подходы к формированию готовности детей к школе в условиях введения ГОС ДО».

Плодотворно и активно воспитатели усваивали новые для себя теоретические знания и практические виды работ. Вместе со старшим преподавателем Макеенко Е.П. осуществляли контент-анализ Государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Их активности способствовали интерактивные формы проведения учебных занятий. Так, на модуле по теме «Сенсорное развитие ребенка как вектор педагогики 21 века» воспитатели вместе с профессором Романенко Ю.А. отрабатывали навыки моделирования ситуаций в процессе деловой игры. При решении педагогических ситуативных задач воспитатели преломляли знания Стандарта в практику.
Живой интерес вызвал мастер-класс «Лего-технологии как средство развивающего образования» педагогов-мастеров.
Содержательный и активный процесс обучения на курсах повышения квалификации способствует повышению уровня профессиональных компетенций слушателей, что поможет им обеспечить качество образовательного процесса с детьми.
 Кафедра дошкольного и начального образования
Отдел дошкольного образования

четверг, 10 ноября 2016 г.

Проектная деятельность – участвуем вместе

Сегодня практически каждый воспитатель дошкольной образовательной организации (учреждения) использует в своей работе с детьми метод проектов. И не только потому, что он актуален.

Проектная деятельность с дошкольниками дает большой педагогический эффект. Помимо многих познавательных и развивающих знаний, умений дети получают опыт работы в группе, становятся социально активнее, приобретают уверенность в своих силах, у детей развиваются способности к рефлексии.
В течение месяца педагогами дошкольных организаций г. Шахтерск реализовывался проект «Что нам осень принесла», итогом которого стала разработка стенгазеты. Методический кабинет управления образования администрации г. Шахтерск (отв. Невольник Н.И.) самые лучшие стенгазеты направил на конкурс электронных стенгазет «Осенние затеи», который проводился открытым педагогическим сообществом Донецкого РИДПО «Растим личность».
В конкурсе участвовали 32 авторские работы. Независимое компетентное жюри выделило самые оригинальные и креативные, содержательные и актуальные стенгазеты, определив победителей: в номинации «Праздник урожая» - воспитатели ДОУ № 8 «Малыш» Киселева О.Н. и Дьяченко Л.А., в номинации «Золотая осень» - воспитатель ДОУ № 5 «Конек-Горбунок» Бончук Л.В. Некоторые герои электронных стенгазет покорили сердца своим талантом и творческим подходом. Поэтому по решению жюри появилась отдельная номинация «Покоритель сердец». Обладателями Сертификатов в данной номинации стали Дима Карташов с мамой Ириной Владимировной (ДОУ № 3 «Елочка»).

Кафедра дошкольного и начального образования
Отдел дошкольного образования

Маленькие мультипликаторы из Макеевки

Дошкольники из Макеевского дошкольного учреждения №190 (заведующий Сафонова Светлана Анатольевна) попробовали себя в роли мультипликаторов. 
Что на свете больше всего любят смотреть дети? - Мультфильмы! Интересные мультики никогда не надоедают – это скажет любой ребенок. 
На протяжении месяца учитель-логопед Макеевского дошкольного образовательного учреждения № 190 Валентина Волошина вместе со своими воспитанниками работали над созданием мультипликационного фильма по сказке В.В.Сутеева «Мешок яблок». 


Мультипликация в образовательном процессе – это новый многогранный способ развития ребенка в современном информационно насыщенном мире. 
Создание любого мультика – невероятно трудоемкий процесс, занимающий очень много времени и сил. 
А зачем самим делать мультфильмы, спросите вы? Ведь на дисках и в Интернете достаточно роликов – нам хватит до старости. Конечно, хватит. Но творческому педагогу хотелось попробовать себя и детей в роли мультипликаторов, чтобы не искать нужный ролик, а делать его – то есть, самостоятельно выражаться на этом замечательном общечеловеческом языке – языке мультфильма. 
Выбрали пластилиновую технику, так как в работе с детьми с речевыми нарушениями очень важно развитие мелкой моторики, а этот пластичный материал позволяет достичь желаемого результата. Сколько радости, гордости было у детей при создании фигурок пластилиновых героев и элементов декорации своими руками! 
Для создания мультфильма было сделано 4280 фотографических снимков. Каждый кадр после создания фиксировался обычным фотоаппаратом, а затем ребята вместе с Валентиной Юрьевной вносили в него изменения и снова фиксировали новый кадр. Озвучивание также доставило ребятам массу удовольствий - музыкальное сопровождение, запись голоса на микрофон, а затем прослушивание... Столько новых впечатлений! 
Работа над созданием мультипликационного фильма позволила расширить словарный запас детей, развить творческие способности и повторить любимую сказку. 

Светлана Иванова

среда, 9 ноября 2016 г.

Как создать развивающую предметно-пространственную среду по нравственно-патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста?

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Организация развивающей предметно-пространственной среды в различных возрастных группах имеет отличительные признаки в соответствии с решаемыми воспитательными целями и задачами.

Старший дошкольный возраст – основная цель: краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым Донбасса, организация жизни детей по народному календарю.
  1. Моя семья — семейные фотоальбомы, самодельные книги на тему «Герб моей семьи», «Генеалогическое дерево».
  2. Родной город — иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на темы:
  • «История возникновения города», «Промышленность города», «Знаменитые земляки», «Достопримечательности», «Спорт»;
  • подбор стихов о городе, карта города, символика города (флаг, герб);
  • макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения города).
  1. Мой край — символика края, карта края; материал, знакомящий детей с достижениями и славными делами края (города края, чем знамениты; промышленность края, сельское хозяйство).
  2. Родная страна — природные зоны Донбасса, народы, населяющие Донбасс, промышленность и сельское хозяйство, символика (герб, флаг, гимн). Различные макеты (достопримечательности городов, архитектура).
  3. Защитники Отечества — иллюстрации, тематические папки на темы: «Наши предки – славяне», «Богатыри земли русской», «Великая Отечественная война», «Армия Донецкой Народной Республики». Фотоматериал «Памятники воинской славы». Художественная литература и дидактические игры по теме. Макеты (например, древняя крепость, военная техника).
  4. Приобщение к истокам народной культуры Донбасса и России:
  • иллюстрации и тематические папки по темам: «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народный календарь»;
  • предметы старины, игрушки (различные куклы–закрутки из соломы, ткани разных видов, нитки, кожа; куклы из деревянных чурбачков, обереги);
  • предметы народного декоративно–прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, хохлома, вышивка, работа по дереву);
  • различные макеты (например, макет крестьянской избы, комнаты–горницы, крестьянского подворья);
  • куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме.
  1. Художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания).
  2. Великие соотечественники - портреты, художественная литература, рассказывающая о великих соотечественниках, прославивших Донбасс.
  3. Наша планета Земля — глобус, детская карта мира. Художественная литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных для той или иной страны.
Развивающая предметно-пространственная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Кафедра дошкольного и начального образования
Отдел дошкольного образования

Об итогах Республиканского конкурса авторских программ дошкольного, общего и дополнительного образования

С целью пополнения банка образовательных программ, обеспечивающих качество образования компонента дошкольных и общеобразовательных организаций, учреждений дополнительного образования, допрофильной и профильной подготовки учащихся с 19 октября 2015 г. по 29 апреля 2016 г. был проведён Республиканский конкурс авторских программ дошкольного, общего и дополнительного образования среди работников образования Донецкой Народной Республики.
В оргкомитет поступило 253 авторские программы элективных курсов (курсов по выбору), факультативных курсов в пятнадцати номинациях.
Согласно приказу МОН ДНР от 30 мая № 581 "Об итогах Республиканского конкурса авторских программ дошкольного, общего и дополнительного образования" были определены победители конкурса.
Лучшие авторские программы и учебно-методические материалы, рассмотренные Экспертным советом и определенные как победители, утверждены приказом МОН ДНР от 25 августа 2016 г. №863 «Об утверждении перечней программ дошкольного, начального общего, основного и среднего общего образования, рекомендованных для реализации в 2016-2017 учебном году» и реализуются в образовательных организациях Донецкой Народной Республики. Тексты программ можно скачать по ссылке: http://vizo.at.ua/index/perechen_programm_rekomendovannykh_v_2016_2017_uchebnom_godu/0-105

ФОРМИРОВАНИЕ КАРТИНЫ МИРА У ДЕТЕЙ

8.11.2016 г. в Донецком РИДПО состоялся вебинар по теме: "Формирование картины мира у детей в системе развивающего дошкольного образования". Целью вебинара стало обсуждение эффективных форм и способов организации целенаправленной работы по формированию картины миры у детей как одного из целевых ориентиров Государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Спикерами вебинара стали:
- Савченко М.В., доцент кафедры дошкольного и начального образования Донецкого РИДПО, которая раскрыла тему формирования картины мира у детей дошкольного возраста сквозь призму общечеловеческих ценностей;
- Бридько Г.Ф., методист отдела дошкольного образования ДонецкогоРИДПО, которая посвятила своё выступление сюжетно-ролевой игре как средству целостного восприятия мира и формирования предпосылок мировоззренческих представлений у детей дошкольного возраста;
- Мироненко Г.И., старший воспитатель ДОУ №186 ясли-сад «Калинка» общеразвивающего типа и Иващенко И.М., воспитатель-методист, воспитатель ДОУ №186 ясли-сад «Калинка» общеразвивающего типа (г.Макеевка), которые познакомили слушателей с собственным педагогическим опытом формирования картины мира у детей дошкольного возраста через организацию поисково-исследовательской деятельности;
- Зарецкая И.В.., заведующий МДОУ «Детский сад №9 г.Донецка», которая представила опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию как важному фактору становления мировоззрения у дошкольников.

Вопросы, озвученные на вебинаре, вызвали живой интерес у слушателей. Было высказано предложение о продолжении разработки данного вопроса в ходе дальнейших встреч. Благодарим всех за активное участие!

Презентации спикеров можно увидеть по ссылке:

вторник, 8 ноября 2016 г.

ПРИГЛАШАЕМ НА ВЕБИНАР

Формирование основ целостной картины мира у детей дошкольного возраста является одним из целевых ориентиров Государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Какие средства и методы следует выбирать для реализации данной цели в условиях дошкольной образовательной организации? На эти вопросы постараются ответить приглашённые участники вебинара «Формирование картины мира у детей в системе развивающего дошкольного образования».
Вебинар состоится 8.11.2016 г. с 14.00-16.00.
Интернет-ресурс: http://connect.susu.ac.ru/donetsk/ Входить в качестве гостя.
Приглашаем всех заинтересованных к участию!

пятница, 4 ноября 2016 г.

Инновационные образовательные модели обучения в условиях реализации ГОС НОО

Продуктивным средством повышения компетентности и профессионального мастерства педагогов начальных классов стали курсы повышения квалификации по теме «Внедрение инновационных образовательных моделей обучения на основе использования ИКТ в начальной школе», которые с 31ктября по 05 ноября проходили на базе Донецкого РИДПО.

Целью данных курсов было формирование профессиональной компетентности педагогов начального общего образования в сфере использования информационных технологий в условиях реализации Государственного образовательного стандарта начального общего образования средствами инновационных моделей обучения.
Задача курсов состояла в:
  • подготовке педагогов к реализации основных положений Государственного образовательного стандарта начального общего образования;
  • совершенствовании ИКТ-компетентности педагогов;
  • формировании навыков проектирования и конструирования методического обеспечения образовательного процесса на основе использования инновационных образовательных моделей обучения и ИКТ-технологий.
Курсы повышения квалификации «Внедрение инновационных образовательных моделей обучения на основе использования ИКТ-технологий в начальной школе» имели практико-ориентированную направленность. В содержании программы были предусмотрены интерактивные формы организации учебного взаимодействия: тренинги, семинары-практикумы, семинары-дискуссии, мастер-классы, интерактивные лекции-визуализации, практические занятия по решению креативных задач, анализу видеоматериалов и педагогических ситуаций. Слушатели курсов имели возможность познакомиться с передовым инновационным опытом педагогов практиков Москаленко И.С., учителя начальных классов МОУ «Гимназия № 33», и Порошук И.В., учителя начальных классов МОУ «Школа № 126».
Результатом творческой работы слушателей стала разработка учебно-методического комплекса «Внеклассное чтение» (2 класс). В него вошли разработки уроков внеклассного чтения, инфографические плакаты, мультимедийные презентации, интерактивные тренажёры, видеоматериалы.
Реализация данной модели повышения квалификации учителей начальных классов способствовала повышению роста профессиональной компетентности педагогов.
Кафедра дошкольного и начального образования
Отдел начального образования

четверг, 3 ноября 2016 г.

Технологическая карта урока: педагогический опыт и поиск концептуальных подходов

Осознание нового инструментария проектирования урока, нацеленного на планируемые результаты, сформулированные не как перечень знаний, умений и навыков, а как сформированные способы деятельности – это та оперативная задача, которую сегодня решают учителя начальных классов.

«Педагогам нужно не навязывать конкретные действия, а рекомендовать изучать законы психологических явлений, которыми они хотят управлять, и поступать в соответствии с законами и обстоятельствами, в которых они хотят их применить», - учит К.Д.Ушинский.

Знание точек зрения на технологизацию урока, их продуктивность и ограниченность; умение аргументированно выбрать модель технологизации урока; навыки использования предложенных алгоритмов технологических карт – это вопросы, которые рассматриваются практико-ориентированной студией «Конструирование урока в начальной школе в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта начального общего образования».

Познакомиться с теоретическими, методическими и практическими материалами по данной теме можно на сайте отдела начального образования http://nachalo2015.ucoz.com в разделе «Web-коллегиум креативной педагогики. Практико-ориентированная студия (занятия 1, 2, 3)».

Кафедра дошкольного и начального образования
Отдел начального образования