понедельник, 27 июля 2015 г.

Как развивать творческий потенциал детей


Дети от природы наделены богатым воображением и воспринимают мир как игру, в которой реальность причудливым образом переплетается с фантазией. Что могут сделать родители, чтобы по мере взросления малыша его творческий потенциал не иссякал, а все более полно раскрывался?
Воспитание детей — наука сложная. В последнее же время в нем сложилась и вовсе парадоксальная ситуация. С одной стороны взрослые в целом больше, чем когда-либо, осознают необходимость раннего развития, в том числе творческого. С другой стороны, современные игрушки, телевидение и Интернет — доступные, и поэтому массовые — заполоняют мир ребенка готовыми, «синтетическими» образами. Отпадает необходимость включать воображение и превращать одну и ту же палку и в волшебную палочку, и в меч, и в лопату, и в копье, и в скакуна…
В итоге ребенок не создает что-то свое, а потребляет готовые образы.
Малыш, застывший на диване перед мерцающим экраном, не задает глупых вопросов и не отвлекает взрослых от «важных» дел.
Помните, что в первую очередь творческому началу малыша необходимы внимание родителей и общение с ними. В конце концов, это сквозь призму их знаний и опыта он познает мир. Это они направляют его на путь творческого самовыражения — или, наоборот, отворачивают от него на всю жизнь…
Творчество можно сравнить с калейдоскопом, в котором причудливым образом складываются в самые разнообразные узоры частички приобретенного рационального и чувственного опыта. Чем ярче и разнообразнее эти «стеклышки», преломляемые и отражаемые в зеркалах опыта эмоционального, тем богаче создаваемые воображением ребенка образы и истории.
Поэтому:
  • Обогащайте рациональный, чувственный и эмоциональный опыт вашего малыша.
  • Читайте вместе с ним книги, смотрите познавательные фильмы и телепередачи, рассказывайте ему о том, как устроен мир.
  • Заостряйте его внимание на том, насколько богата существующая в природе палитра красок, звуков, запахов, вкусов и фактур.
  • Объясняйте ему, что такое добро и зло.
Стимулировать воображение ребенка можно сотнями способов — угадывать вместе с ним образ в замысловатой коряге, строить песочные замки, вырезать бумажные фигуры…
Лучше всего, если эти способы вы будете изобретать сами — и тем самым попутно сможете развивать и свою креативность!

понедельник, 20 июля 2015 г.

Краткий словарь нравственных понятий.

Есть простая поговорка: что посеешь, то пожнёшь. Прогресс состоит из «прибавок», которые дают поколения, “посеянные” их родителями и наставниками.
А как с духовностью? Увы, в этой тонкой сфере воспроизводства мы радуемся даже простому отклику. И слишком часто замечаем простые потери: не больше, нет, а меньше становится доброты, милосердия. Грубее и жестче отношения между самыми добрыми вроде бы людьми. Исполнение долга в межчеловеческих отношениях уступает служебным обязанностям – там человек и обязательнее, и профессиональнее.
Духовная комфортность делает человека толстокожим, совершает в его сознании странные подвижки, когда ценности мнимые застят свет, а ценности подлинные уходят прочь. Предлагаем вспомнить, освежить в памяти основные нравственные понятия.

Альтруизм – способность бескорыстно жертвовать собственными интересами в пользу интересов другого; неравнодушие, забота о ближнем, милосердие, самоотречение, самопожертвование. Противоположно эгоизму.
Благодарность – чувство признательности за оказанное внимание, за бескорыстную помощь; готовность ответить взаимным благодеянием, «отплатить добром за добро».
Бездушие – о человеке, лишенном чуткости, отзывчивости, способном быть жестоким; кого не трогают горести и радости других. Противоположно чуткости, отзывчивости, участию, вниманию.
Бескорыстный – добрый поступок того, кто не стремится к личной выгоде и способен заботиться о других больше, чем о себе; когда нет стремления к приобретению наград за добрые дела; бессребреник.
Бесстрашие – положительная черта характера, выражающаяся не столько в отсутствии страха, сколько в способности его преодоления; отвага, смелость.
Благодеяние – проявляется в заботе и сострадании, направленных на благо людей; доброжелательность и щедрость, понимание проблем другого человека и участие в его судьбе.
Благородство – способность подняться над эгоистическими побуждениями и действовать бескорыстно в интересах других людей; великодушие (величие души), самоотверженность, высокая нравственность, честность, рыцарство.
Вандализм – варварство; бессмысленное и жестокое разрушение, осквернение чего бы то ни было, в том числе, исторических памятников и культурных ценностей. Слово вандализм произошло от названия древнего германского племени, которое разрушило Рим и уничтожило его культурные ценности.
Вежливость – проявление учтивости и уважения в обращении с людьми; внимательность, доброжелательность, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликатность, такт. Противоположно грубости, хамству, высокомерию и пренебрежительности.
Великодушие – благородство, когда гуманность превосходит меру общепринятых норм; самопожертвование ради интересов других; отказ от требования наказать совершившего поступок или причинившего ущерб; гуманное отношение к побежденному.
Верность – стойкость в отношениях и исполнении своих обязанностей, долга, неизменность в чувствах. Верные любят своих близких, преданы и надежны в семье.
Взаимопомощь – взаимная помощь, поддержка, оказываемая друг другу, и отношения, основанные на общих интересах и целях.
Внимательность – неравнодушие, предупредительность; внимательность хозяина к гостям, неравнодушное отношение к близким и к окружающим людям.
Добродетель – делание добра, положительные нравственные качества личности; любовь к ближнему, мудрость, целомудрие, трудолюбие, терпение, несение скорбей, кротость и целый ряд других добрых качеств. Противоположно – порок.
Доброта – стремление делать добро; заботливость, предупредительность, способность к сочувствию, без чего доброта немыслима.
Долг – обязанность, призвание, например, материнский долг, гражданский долг; способность человека из чувства долга перед родными, своей страной на настоящие подвиги.
Друг – человек, близкий по духу, по убеждениям, на которого можно во всем положиться; товарищ, близкий по роду деятельности, занятий; приятель, с которым сложились хорошие, но не очень близкие отношения.
Дружба – бескорыстные отношения, которые основаны на взаимном расположении и доверии, на уважении и любви, на общих взглядах и интересах; друзья всегда готовы прийти на помощь.
Душевность – отзывчивость, искренность, добросердечие, сострадательность, добротолюбие; люди с этими качествами душевно щедры, милосердны, умеют чувствовать чужую боль и всегда готовы прийти на помощь.
Жадность – сестра зависти и себялюбия; ненасытность, алчность, скупость; проявление неудержимое стремления к получению чего-либо в большем, чем необходимо, количестве.
Жестокий – бессердечный, жестокосердный, безжалостный, беспощадный; поступки человека, не знающего жалости, не проявляющего сострадания, снисхождения.
Жизнерадостный – бодрый, неунывающий, любящий жизнь, не поддающийся невзгодам.
Забота – внимание, поддержка, оказание помощи, защита; попечение и благодеяние по отношению к больным, слабым и пожилым.
Зависть – чувство неприязни к другому лицу по отношению к его счастью, благополучию, успеху, нравственному, культурному уровню или материальному превосходству; основана на эгоизме, себялюбии.
Защищать – оберегать, охранять; брать под свою защиту, под покровительство, заступаться; защищать свою Родину, мужественно сражаться за Отечество и за правду. Противоположно: нападать, а также попускать, быть равнодушным.
Злодеяние – обман, насилие, глумление; преступление против нравственности, посягательство на духовные и материальные ценности. Противоположно благодеянию.
Интеллигентность – личностные качества человека; сочетание благородства души и трудоспособности ума, интеллекта и терпимости характера, надежности слов и правдивости поступков; совокупность интереса к искусству, и литературе, уважения к культуре и нравственным цельностям.
Культура – уровень достижений человеческого общества в определенную эпоху у какого-либо народа, класса; культурный – цивилизованный, развитой.
Любовь – высшее чувство сердечной привязанности, самое чистое чувство, которое рождает желание творить добро, быть милосердным.
Милосердие – деятельное соучастие в судьбе другого; готовность бескорыстно помогать нуждающимся; милость, сострадательная любовь.
Мирный – не склонный к вражде и ссорам, исполненный миролюбия; мириться – прекращать ссору, вражду, смиряться; миролюбие – стремление к сохранению мира, дружелюбие.
Мировоззрение – миропонимание, миросозерцание; система взглядов, воззрений на природу и общество.
Мораль – система норм, определяющих обязанности человека по отношению к обществу и другим людям; нравственность, этика.
Мудрость – глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт, полученные знания.
По материалам сайта http://azbyka.ru/deti/pravila-zhizni-janush-korchak#n1

четверг, 16 июля 2015 г.

То, чего нам так не хватает…

А не хватает нам любви к детям. Не хватает самоотверженности – родительской, педагогической. Не хватает сыновней, дочерней любви. А любовь к детям в современном мире стала напоминать любовь к собственному имуществу. Впрочем, имущество порой дороже людей… Что может быть печальней и горше! Давно замечено: и лучшие, и худшие стороны человека выявляет беда.

Выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель - Януш Корчак, отказался спасти свою жизнь трижды. В первый раз это произошло, когда Януш принял решение не эмигрировать в Палестину перед оккупацией Польши, чтобы не оставлять «Дом сирот» на произвол судьбы накануне страшных событий. Во второй раз — когда отказался бежать из варшавского гетто. А в третий — когда все обитатели «Дома сирот» уже поднялись в вагон поезда, отправлявшегося в лагерь, к Корчаку подошел офицер СС и спросил:
— Это вы написали «Короля Матиуша»? Я читал эту книгу в детстве. Хорошая книга. Вы можете быть свободны.
— А дети?
— Дети поедут. Но вы можете покинуть вагон.
— Ошибаетесь. Не могу. Не все люди — мерзавцы.
Через несколько дней в концлагере Треблинка он вместе с детьми из «Дома сирот» вошел в газовую камеру. По дороге к смерти Корчак держал на руках двух самых маленьких деток и рассказывал сказку ничего не подозревающим малышам.

Этот потрясающий человек составил 10 принципов воспитания детей, которые стоит знать каждому:
  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
  3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
  4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен — ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
  5. Не унижай!
  6. Не забывай, что самые важные встречи человека — его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
  7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.
  8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
  9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
  10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.
Правила жизни – Януш Корчак
Советуем вспомнить публицистические размышления выдающегося польского педагога, врача и писателя Януша Корчака, изложенные им основные принципы, которыми дети и юношество должны руководствоваться в своих жизненных поступках.
По материалам сайта http://azbyka.ru/deti/pravila-zhizni-janush-korchak#n1

понедельник, 13 июля 2015 г.

Во что играть с детьми летом?

Если спросить у детей, какое время года они любят больше всего, две трети респондентов однозначно назовут лето. И не только потому, что им не нужно ходить в школу, учить уроки и делать домашние задания. Просто лето, это своего рода сказка, когда каждый день – маленький праздник. Мы ждем его с нетерпением.

Как провести этот период с максимальной пользой для малыша?

Предлагаем вам наиболее удачные и полезные решения для детского отдыха в летнее время года.
Сделайте воздушного змея
Разве вы забыли, как грезили об этом, будучи ребенком?! Подарите свою мечту детишкам. Самый простой способ сделать воздушного змея здесь
 - http://www.aif.ru/infographic/1203758
Исследуйте флору и фауну
Доказано, что игры на свежем воздухе не только приносят огромную пользу для здоровья, но и развивают творческий потенциал. Поиграйте с ребёнком в юных натуралистов:
Можно специально отправиться на луг с лупой, чтобы малыш мог воочию убедиться, сколько букашек на самом деле обитает в казалось бы никем не занятой траве.
Можно взять на прогулку в парк свой телефон с камерой. Вы удивитесь, сколько растений и насекомых вокруг, о названиях которых мы только догадываемся. Дома собранные снимки можно систематизировать, идентифицировать при помощи интернета или знакомых. А затем будет здорово сделать небольшой отчет в виде презентации или мини-сайта для школьных уроков биологии.
Песок и вода
Игры с песком и водой все дети просто обожают. Маленьким детям дошкольного возраста будет интересно возводить замки и домики из песка. Такие игры не только порадуют малыша, но и поспособствуют развитию мелкой моторики рук, что, несомненно, самым положительным образом скажется на развитии ребенка. Дети постарше также с удовольствием будут заниматься строительством из песка и воды.
Посадите цветы, овощи, …
В кадке, на огороде или на клумбе. Вы даже не представляете, какую гамму позитивных эмоций получит ваш ребенок, когда, наконец, заметит проклюнувшийся первый листочек!
Совершите экскурсию
Вам не удалось этим летом поехать в теплые страны? Приходится сидеть в городе? Не беда! Тут тоже можно найти много интересного. Представьте, например, что к вам должны приехать знакомые из-за рубежа. И просят провести экскурсию по городу. Разработайте вместе с ребенком оптимальный маршрут. Возможно, он пройдет через парки, популярные музеи или другие достопримечательности. Само собой, вам необходимо заранее посетить их, чтобы знать, о чем рассказывать. Обязательно почитайте о своем городе в интернете. Вы наверняка узнаете много нового. Напишите примерный план экскурсии на бумаге и проведите ее для соседских малышей или друзей. Ну, а если совсем увлечься идеей о зарубежных знакомых, можно составить рассказ на английском языке.
Почитайте
Летняя пора - это лучшее время для отдыха, в том числе и интеллектуального. Книжные новинки помогут не только развлечь вашего ребенка, но и научить чему-то новому и интересному. Новинки для детей здесь http://www.minibanda.ru/article/letnie-chteniya-obzor-novinok-ot-izdatelstva-mif
Вы остались в городе?
Для того чтобы занять ребенка интересными играми, необязательно покидать город, ведь и здесь можно найти массу полезных занятий. Это, например, рисование цветными мелками на асфальте - занятие, которое придется по душе и малышам, и детям школьного возраста. На асфальте можно не просто рисовать, но и изучать алфавит, математические понятия, создать лабиринт, поиграть в классики, нарисовать препятствия, дорожную разметку и, к примеру, изучить правила дорожного движения.
Коллективные игры на свежем воздухе
Летом особенно популярны коллективные игры на свежем воздухе. Детям младшего школьного возраста особенно понравятся подвижные коллективные игры на улице: салки, прятки, светофор, игра «Кто сильнее?» и пр.
Вообще, польза коллективных детских игр не вызывает сомнений. Такие игры способствуют развитию у детей умения общаться, действовать в команде, совместно с другими людьми, позволяют ребенку весело провести время.
Коллективные игры с другими детьми развивают у ребенка социальные навыки, учат разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, дают ребенку возможность научиться дружить и заводить друзей.
Самое главное — помнить, что совместные игры способствуют развитию памяти, мышления и речи, учат контролировать свои действия и выполнять определенные правила. С помощью них ребенок познает взрослый мир, учится общаться в коллективе.
И в любом случае, совместное и активное времяпрепровождение оставит самые яркие впечатления о лете, которые потом ваш ребенок будет с радостью вспоминать!

среда, 8 июля 2015 г.

Ребенок за компьютером.

Современные дети очень много  общаются с телевидением, видео и  компьютером. Если предыдущее поколение было поколением книг, то  современное получает информацию через  видео ряд. Попробуем разобраться, что же такое  компьютерные программы для детей, в  чем их польза, а в чем их недостатки.

Начнем с положительных моментов. Использование компьютеров на уроках в школе (если речь идет о школьнике) способствует активизации умственной деятельности, формирует мировоззрение ребенка, создает положительное эмоциональное настроение. В работах выдающегося психолога Л.А. Венгера , посвященных развитию и обучению детей дошкольного возраста можно найти научное обоснование и подтверждение того, как компьютер может помочь интеллектуальному росту ребенка.

Чем хороши компьютерные игры?
Компьютерные игры составлены так, чтобы ребенок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получил обобщенное представление обо всех похожих ситуациях или предметах. Таким образом, у детей дошкольного возраста развиваются такие важнейшие операции мышления как обобщение и классификация, которые при стандартном обучении начинают формироваться с 6-7 лет.
Одна из важнейших функций компьютерных игр - обучающая. В этих играх ребенок начинает очень рано понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, но только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей очень рано начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания. В процессе развивающих компьютерных занятий улучшаются память и внимание детей.

Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта детей, но и для развития их моторики, точнее для формирования моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов.

Таким образом, тот интерес, который вызывают занятия на компьютере, и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание. Развитие этих качеств особенно важно для шестилетних детей, так как именно они во многом и обеспечивают психологическую готовность ребенка к школе.

Итак, компьютер развивает множество интеллектуальных навыков. Но есть одно "но". Нельзя забывать о золотой середине, о норме. Возникает обоснованная тревога: не принесет ли вреда "сидение" перед дисплеем, чрезмерное увлечение детей компьютером? В дошкольном возрасте организм малыша быстро изменяется, продолжает формироваться костная система, кисти рук еще находятся в стадии развития, поэтому сначала наблюдается быстрая усталость после работы с клавиатурой. Нагрузка на систему аккомодации глаз в этом случае чрезвычайно высока - зрение фиксируется то на дисплее, то на клавиатуре. Это может привести к нарушению аккомодации глаз, то есть развитию усталости глазных мышц. В дошкольном возрасте длительность пребывания за компьютером не должна превышать 10-15 минут и, кроме того, через день. Если компьютерная комната есть в садике или школе, то такого режима там, конечно, придерживаются. А дома? Маловероятно, что ребёнок оставит ужасно захватывающую игру через 15 минут. И еще. Если вы планируете ознакомление ребёнка со всеми возможностями компьютера, то сделайте это с соответствующих игр. Конечно, к каждой игре подается информация, для какого возраста она подходит. Если идет речь о малыше шестилетнего возраста, то игра не должна включать мелких предметов, быть слишком яркой, содержать много черных и красных цветов.

Почему так важно придерживаться именно 15-минутного промежутка времени для игр на компьютере? Доказано, что более длительная работа обуславливает формирование у малыша шестилетнего возраста состояние предмиопии (ухудшение остроты зрения), которое особенно будет выраженным в случае наличия генетических предпосылок (миопия у одного или обоих родителей).

Не нужно забывать, что работа за компьютером бывает значительным фактором стресса для ребенка. Это проявляется тем, что под вечер дети после таких занятий становятся возбужденными, напряженными, раздражительными. И когда ребёнок, в конце концов, засыпает, то спит плохо, постоянно просыпаясь. Вот несколько мероприятий, которые помогут предупредить переутомление малыша:
  • ограничьте длительность работы ребенка за компьютером;
  • научите ребёнка проводить гимнастику для глаз;
  • правильно организуйте рабочее место;
  • используйте мониторы высокого качества;
  • выбирайте высококачественные программы или игры, которые отвечают возрасту ребенка (возраст обычно указывается на диске).
По материалам http://baby.com.ua

понедельник, 6 июля 2015 г.

Главный урок Марии Монтессори

Методики раннего развития детей            


Помоги мне это сделать самому


Выдающийся итальянский ученый, врач-антрополог, философ, психиатр и психолог, педагог-гуманист Мария Монтессори (1870 -1952) снискала мировую известность своей уникальной и действенной системой воспитания и обучения маленьких детей. 

Феномен педагогики Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на развивающегося человека.




Три важных аспекта основы воспитания по М. Монтессори:
  • ребёнок - личность, которая умеет думать и рассуждать 
  • подготовленная среда 
  • преподаватель - наблюдатель и помощник

М. Монтессори обратила внимание, а современная психология подтвердила, что у ребенка от 0 до 6 лет есть так называемые сензитивные периоды. Сензитивные периоды- промежутки времени, когда ребенок наиболее легко и естественно учится определенным вещам. Они длятся определенное время и проходят безвозвратно – независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих способностей. Взрослый извне не может повлиять на время возникновения и длительность сензитивных периодов, НО может предоставить ребенку такую дидактическую среду, где ни в коем случае малыш не пропустит свои сензитивные периоды.

Мария Монтессори сформулировала краткие заповеди-напоминания для родителей. Вот некоторые из них:
  • Де­тей учит то, что их окру­жа­ет.
  • Если ре­бен­ка час­то кри­ти­ку­ют — он учит­ся осуж­дать.
  • Если с ре­бен­ком чест­ны — он учит­ся спра­вед­ли­вос­ти.
  • Если ре­бен­ка час­то вы­сме­и­ва­ют — он учит­ся быть роб­ким.
  • Если ре­бен­ка час­то одоб­ря­ют — он учит­ся хо­ро­шо к се­бе от­но­сить­ся.
  • Если ре­бе­нок жи­вет в ат­мо­сфе­ре друж­бы и чувст­ву­ет се­бя не­об­хо­ди­мым — он учит­ся на­хо­дить в этом ми­ре любовь.
  • Не го­во­ри­те пло­хо о ре­бен­ке — ни при нем, ни без не­го.
  • В об­ра­ще­нии с ре­бен­ком всег­да при­дер­жи­вай­тесь луч­ших ма­нер — пред­ла­гай­те ему луч­шее, что есть в вас самих.

Можно было бы сказать еще немало хороших и добрых слов в адрес великого педагога и гуманиста Марии Монтессори и ее системы воспитания. Но эти замечательные слова вы во множестве найдете на специализированных сайтах (в частности, http://www.montessori-center.ru

А нам бы хотелось, все-таки, остановиться и на минусах, которые, как это ни прискорбно, есть и в этой системе.
Главный заключается в том, что Монтессори-педагогика, великолепно развивая аналитические способности, логику, мелкую моторику, то есть, те сферы деятельности, которые контролирует левое полушарие, практически не уделяет внимание «творческому» правому полушарию, которое, в отличие от левого, познает мир целостно. Столь же решительно отвергает Монтессори-педагогика и детское художественное творчество, в частности, рисование. Непростая ситуация складывается и с чтением. Любая деятельность, в том числе, и чтение, по мнению Монтессори-педагогов, должно приносить ребенку реальную пользу: развивать его речь, помогать в познании реального мира, расширять кругозор. При таком отношении к книге, ребенок никогда не научится тому главному, для чего вообще пишется и читается художественная литература: искусству сопереживания, рефлексии, внутреннему диалогу с автором и героями читаемого текста. В результате, ребенок при всем своем уме рискует вырасти эмоционально неразвитым «сухарем-знайкой».
Не стоит сбрасывать со счетов и то, что система Марии Монтессори в ее классическом виде подходит далеко не всем детям. Но все же, безусловные плюсы Монтессори-педагогики очевидны и доказаны временем. И хотя эта система, рассчитана, в первую очередь, на обучение в детском саду и школе, очень многое из опыта Монтессори-педагогики с успехом можно использовать и в домашнем воспитании. Существует немало рекомендаций, как организовать развивающую среду в домашних условиях, в какие игры с водой, песком, глиной можно играть. И все же, думается, главное даже не это. Вспомним ключевое слово системы Марии Монтессори: «свобода», свобода мыслящего, образованного человека, умеющего отвечать за себя и свои поступки, человека, уважающего и право других людей на такую же степень свободы.
Прочитайте внимательно труды великой Монтессори и попробуйте увидеть своего ребенка ее глазами: он уникален и неповторим; он наделен от природы безграничными возможностями и жаждой познания, и задача любящих мудрых родителей – уважать право малыша быть самим собой, ежедневно и ежечасно создавать для него развивающую среду, в которой он мог бы удовлетворить свою любознательность, мягко и тактично направляя кроху на пути познания, полном радостных открытий и озарений. Вот – главный урок Марии Монтессори!

четверг, 2 июля 2015 г.

Мобильник для первоклассника

Нужен ли школьнику мобильный телефон?
    Мало кого в наше время можно удивить картиной, когда школьник младших классов, с трудом несущий свой портфель с уроков, довольно оживленно и по-деловому обсуждает что-то по мобильному телефону. С одной стороны, конечно, можно порадоваться такому развитию прогресса, однако, в глубине души все же остается какое-то волнение от увиденного. Не от того ли невольно возникает это чувство, что уже довольно давно и с завидной регулярностью в СМИ появляются сообщения о вреде мобильных телефонов для здоровья человека?
    В век победоносного шествия гаджетов мы становимся бессильными перед общими тенденциями настолько, что для многих пап и мам вопрос: «нужен или нет?» не актуален. Конечно, нужен, как без него?! Сегодня даже трудно вообразить, как можно было несколько десятков лет назад отпускать гулять детей без постоянной связи с ними.
   И все же вопрос этот довольно серьезный, чтобы просто пошутить над ним. Действительно, ритм нашей жизни настолько изменился в последние десятилетия, что мы без мобильной связи просто «как без рук».
Мобильник соединяет в себе множество качеств: читалки, напоминалки, навигатора, фотоаппарата, компьютера и других полезных устройств.
Какой мобильник подойдет ребенку?
Прежде, чем отвечать на этот вопрос, нужно сделать ряд уточнений:
  • О ребенке какого возраста пойдет речь?
  • Какие дополнительные функции, на ваш взгляд, должны присутствовать в телефоне, чтобы сделать вашу жизнь и жизнь вашего ребенка удобнее и безопаснее?
Давайте попробуем дать свои ответы на эти вопросы.
Скорее всего, речь идет о ребенке 6 – 7 лет, первокласснике. Интернет-статистика заявляет, что 25% первоклассников имеют сегодня мобильные телефоны. Естественно, эта цифра будет расти с каждым годом.
Причины, по которым родители хотели бы наделить сына или дочь телефоном, просты: они хотят знать, все ли с ним в порядке тогда, когда он вдали. Попросту говоря, они хотят контролировать жизнь ребёнка в целях безопасности.
Здесь мнения могут быть разными:

  • Кто-то убежден, что телефон школьника должен только звонить и ничего более; 
  • Кто-то считает, что этого не достаточно, а нужно обязательно контролировать ребенка через системы спутникового позиционирования (GPS). 
  • Кто-то думает, что интернет – запретная область для детей, а кто-то не видит угроз попадания во Всемирную паутину. 
  • Кто-то не считает правильным покупать ребенку дорогой телефон, а для кого-то важно, чтобы ребенок получил еще один элемент самоутверждения среди сверстников. 
  • Кто-то уверен, что телефон, как и многие гаджеты, – шаг к развитию ребёнка. 
Вполне возможны другие варианты ответов. Для каждого родителя может быть свой ответ, отражающий частицу его мировоззрения. Другими словами, каждый решает сам. Можно лишь напомнить родителям об объективных минусах и плюсах наличия и отсутствия мобильника у первоклашки.

«Плюсы» и «минусы» наличия телефона у ребенка

Положительные моменты наличия телефона у ребенка
1. Если ваш ребенок действительно нуждается в том, чтобы быть постоянно с вами на связи, если школа, в которую он ходит, располагается достаточно далеко от дома, наличие у него мобильного телефона будет только положительным моментом. Бесспорным плюсом является возможность быстрой связи с родителями.
2. Поскольку телефон для ребенка – одна из «полезных игрушек», есть опасность, что школьник будет отвлекаться в классе на игры или СМС послания, чем может создать помеху для занятий других учеников. В определенном смысле телефон может стать средством воспитания силы воли, и это положительный момент.
3. Телефон для ребенка – одна из первых его личных вещей, его собственность. Хранить и беречь ее – то, чему он должен научиться. Если родители перед тем, как сделать такой подарок, объяснили ценность аппарата и попросили бережно с ним обращаться, телефон будет также и средством воспитания ответственного отношения к вещам.
4. Если вы позволяете ребенку звонить не только вам, но и друзьям, в его телефонной книге будет формироваться список контактов, которые составят круг общения ребенка (который можно иногда подвергать контролю).

Отрицательные моменты наличия мобильника у ребенка
1. Аналитическая компания Nielsen провела исследования на тему: сколько в среднем времени проводят молодые люди в социальных сетях. Оказалось, что не менее 25% своего личного времени молодежь «зависает» в Твиттерах и Фейсбуках. Это довольно настораживающие данные, т.к. отрыв от реального общения негативно сказывается на социализации человека. Мобильный телефон – инструмент выхода в интернет, и нужно научить молодую личность делать верный выбор.
2. Мобильные телефоны нередко являются объектом «охоты» различных мошенников и грабителей. По этой причине лучше не покупать детям дорогие аппараты. А также проинструктировать их о том, чтобы не передавать мобильник незнакомым людям.
3. Недорогая модель телефона может стать объектом незаслуженных насмешек и унижений со стороны сверстников, имеющих более дорогие модели. Необходимо также научить ребенка правильно реагировать на подобные ситуации, предотвратив формирование заниженной самооценки.
4. Европейские ученые из нескольких стран выдвинули предположение о прямой взаимосвязи использования сотовых телефонов с ростом развития злокачественных опухолей головного мозга. Причем у детей до 8 лет риск развития подобных заболеваний очень высок. Поэтому во многих странах Европы детям до 8 лет официально запрещают пользоваться этими устройствами. (Источник: http://nashi-de-ti.ru/vred-ot-mobilnogo-telefona-dly-zdorovya-rebenka ).

Советы родителям
— максимально ограничьте время общения детей по сотовому телефону, разговор не должен быть больше 5 минут, перерыв между звонками не менее 20 минут
— не желательно постоянно носить телефон в кармане, тем более в доме, где в этом нет ни малейшей нужды
— рекомендовано использовать при звонках громкую связь, а во время разговора держать телефон на расстоянии от головы
— покупайте детям современные телефоны (не обязательно дорогие), потому что в них существенно снижена мощность излучения по отношению к устаревшим моделям
— приобретите для ребенка наушники
— на ночь телефон следует отключать, потому что он, работающий в режиме ожидания, может воздействовать на сон и нарушать его фазы, к тому же подумайте, действительно ли вашему ребёнку нужно принимать звонки посреди ночи
Итак, вреден ли мобильный телефон ребёнку — медики и учёные до конца ещё не разобрались во влиянии мобильных телефонов на организм, однако элементарные меры осторожности вам и вашим детям точно не повредят. Будьте здоровы!